Методика, предложенная Э.А.Коробковой,
направлена на выявление того, в какой мере испытуемому доступно понимание
сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Кроме того,
методика провоцирует проявления резонерства у больных, склонных к нему.
Для проведения опытов нужен бланк:
1.
Овца
‑ стадо
2. Малина ‑ ягода
3.
Море ‑ океан
4. Свет ‑ темнота
5.
Отравление ‑ смерть
6.
Враг – неприятель
испуг ‑ бегство
|
слово ‑ фраза
|
физика ‑ наука
|
бодрость ‑ вялость
|
правильно ‑ верно
|
свобода ‑ независимость
|
месть ‑ поджог
|
праздность ‑ безделье
|
бережливость ‑ скупость
|
глава ‑ роман
|
десять ‑ число
|
покой ‑ движение
|
грядка ‑ огород
|
прохлада ‑ мороз
|
похвала ‑ брань
|
обман ‑ недоверие
|
пара ‑ два
|
пение ‑ искусство
|
Методику можно применять при исследовании испытуемых, имеющих не менее 7 классов
образования, но чаще всего ввиду очень большой трудности ее применяют при исследовании испытуемых со
средним и высшим образованием.
Инструкция: «Давайте
рассмотрим, какая связь между этими парами слов (вверху)», и подробно
характеризуют принцип связи каждой пары. Так, например, ему
объясняют, что «свет ‑ темнота» ‑ противоположные понятия, «отравление ‑ смерть»
имеют причинно-следственную связь, «море ‑ океан» имеют количественное
отличие. После этого испытуемому предлагают прочесть каждую пару из
расположенных внизу, сказать, к какой паре из числа верхних она относится
и назвать принцип этой связи. Больше никаких объяснений экспериментатор не дает, а только
записывает решения испытуемого, пока он не делает 2‑3 попыток самостоятельного
решения. В случае, если эти первые решения свидетельствуют
о том, что испытуемый задачу не понял, экспериментатор дает повторные объяснения и вместе с испытуемым решает 2‑3
задачи. Правильное решение задачи должно
иметь примерно такую форму "физика ‑ наука" соответствует паре
"малина ‑ ягода", потому что физика ‑ одна из наук, так же как малина
‑ это один из видов ягод. Или:
«испуг ‑ бегство» соответствует «отравление ‑ смерть», потому что и там
и здесь причинно-следственные отношения.
Если же испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении,
это еще не дает права делать вывод об интеллектуальном снижении; многие
психически здоровые люди с трудом выполняют это задание. Нужно подвергнуть анализу
ошибки, вернее, весь ход рассуждений испытуемого. Чаще всего эта методика
оказывается полезной для выявления соскальзываний, внешних пара-логичных
умозаключений, т. е. той растекаемости мышления, которая наблюдается при
шизофрении. Больной, например, начинает пространно рассуждать о том, что «испуг
‑ бегство» соответствует паре «враг ‑ неприятель», потому что во время войны
такое бывает, или отвечает, что «физика ‑ наука» соответствует понятиям «свет ‑
темнота», так как это понятия, изучаемые физикой, и т.д.
ФОРМА
ПРОТОКОЛА К МЕТОДИКЕ «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»
Какую пару к какой
относят
|
Обсуждение,
доказательства
|
|
|
|
|
Примечание. В этом
протоколе лучше записывать обе соотносимые пары слов (а не номер задачи)
во избежание возможных ошибок. Обсуждение следует записывать полностью. Можно в
одной графе чередовать реплики и вопросы экспериментатора (заключая их в скобки) и
ответы испытуемого. |