МОТИВАЦИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (методика К. Замфир в модификации А. А. Реана)
Методика может применяться для
диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации
профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней
мотивации. Напомним, что о внутренней
мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной
деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей,
внешних по отношению к содержанию самой
деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае
принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются на
внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы,
несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем
внешние отрицательные мотивы.
Инструкция. Прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной
деятельности и дайте оценку
их значимости для Вас по пятибалльной шкале
Обработка результатов После заполнения
листа ответов подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной
мотивации (ВОМ) в соответствии со следующими ключами: ВМ = (6+7)/2 ВПМ = 1+2+5)/3
ВОМ = (3+4)/2 Показателем выраженности каждого типа
мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и
дробное). Интерпретация данных На основании
полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности —
соотношение между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ. К наилучшим, оптимальным,
мотивационным комплексам следует относить следующие
два типа сочетаний: ВМ
> ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом
является тип ВОМ > ВПМ > ВМ. Любые другие сочетания являются
промежуточными с точки зрения их эффективности. При интерпретации следует учитывать
не только мотивационное соотношение, но и
показатели отдельных видов мотивации. Например, нельзя два
нижеприведенных мотивационных комплекса считать абсолютно одинаковыми: Оба они относятся к одному и тому же неоптимальному типу:
ВОМ > ВПМ > ВМ. Однако видно, что в
первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае по
сравнению с первым имеет место снижение
показателя внешней отрицательной мотивации и повышение показателей внешней
положительной и внутренней мотивации.
По нашим данным,
удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного
комплекса педагога (положительная значимая
связь, г = +0,409). Иначе говоря, удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у
него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней
положительной мотивации и низкий — внешней отрицательной.
Кроме того, нами установлена и отрицательная корреляционная зависимость между оптимальностью мотивационного
комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности педагога
(связь значимая, г = -0,585). Чем оптимальнее
мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности,
стремлением достичь в ней определенных
позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога
обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами,
связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над
внешней положительной мотивацией), тем выше
уровень эмоциональной нестабильности. |