Методика применяется для исследования процессов анализа
и синтеза мышления. Широко использовалась в школе акад. В.М.Бехтерева.
Экспериментатор из имеющегося у него набора
заготавливает 8‑10 пар слов, подлежащих сравнению.
Набор содержит понятия разной степени общности, а также и вовсе
несравнимые понятия. Именно несравнимые понятия оказываются иногда очень
показательными для обнаружения расстройства мышления.
1.
Утро – вечер 16. Ворона ‑ воробей
2.
Корова ‑ лошадь 17.
Волк ‑ луна
3.
Летчик ‑ танкист 18.
Молоко ‑ вода
4.
Лыжи ‑ коньки 19.
Ветер ‑ соль
5.
Трамвай ‑ автобус . 20.
Золото ‑ серебро
6.
Озеро ‑ река 21.
Сани ‑ телега
7.
Река ‑ птица 22.
Очки ‑ деньги
8.
Дождь ‑ снег 23.
Воробей ‑ курица
9.
Поезд ‑ самолет 24.
Кошка ‑ яблоко
10.
Ось ‑ оса 25.
Вечер ‑ утро
11.
Обман ‑ ошибка 26.
Дуб ‑ береза
12.
Стакан ‑ петух 27.
Голод ‑ жажда
13.
Маленькая девочка ‑ большая кукла 28. Сказка ‑
песня
14.
Ботинок ‑ карандаш 29.
Корзина ‑ сова
15.
Яблоко ‑ вишня 30.
Картина ‑ портрет
Методика апробирована, пригодна для исследования детей и взрослых разного
образовательного уровня. Она очень удобна при необходимости повторных исследований
испытуемых для оценки изменчивости их состояния.
Испытуемого просят сказать, «чем похожи и чем отличаются»
эти понятия. Записывают все его ответы полностью. Экспериментатор должен настаивать на том,
чтобы испытуемый обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только
потом различие.
Встречаются такие пары объектов (или понятий), которые несравнимы. В
таком случае вы и должны ответить: «Их сравнивать нельзя». Если
испытуемый сразу начинает сравнивать эту пару ‑ его ответ записывают, но затем
все равно дают пояснение относительно «несравнимых» пар. В дальнейшем
таких пояснений больше не дают, а просто регистрируют ответы испытуемых по
поводу каждой пары.
При оценке ответов испытуемых следует учитывать, удается ли им выделить
существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить признаки
сходства, а также существенные признаки различия свидетельствует о слабости
обобщений испытуемого, о склонности его к конкретному мышлению. |