Методика предназначена для оценки мышления,
для выявления «аффективных комплексов», подвижности или инертности нервных процессов и т.
д.
В действительности сфера применения этой методики очень ограничена. Она
может иметь вспомогательное значение при исследовании легкости или
затрудненности ассоциаций, выявлении преобладания содержательных или
выхолощенных связей.
До начала эксперимента следует приготовить
слова ‑ отдельные имена
существительные, не имеющие между собой никакой связи.
При
достаточном умении пользоваться секундомером следует с его помощью отмечать время каждой реакции. Можно,
однако, заменить секундомер следующей
простой регистрацией: произнеся слово, экспериментатор ритмично ставит точки. Если испытуемый медлит с ответом, точек
будет поставлено много; если он отвечает немедленно, не будет поставлено ни одной точки.
Задаваемые
слова пишутся столбиком, а против оставляется место для ответа.
Инструкция: «Я буду вам
говорить слова, а вы отвечайте мне на каждое слово любым другим,
первым пришедшим в голову словом. Старайтесь отвечать быстрее, не
раздумывая, одним каким угодно словом. Понятно?». И сразу же опыт начинается.
Если испытуемый пытается отвечать целыми фразами, экспериментатор останавливает
его, напоминает, что нужно называть отдельные слова. Если после одного
напоминания он продолжает отвечать фразами, экспериментатор продолжает опыт и записывает все, что испытуемый говорит.
ФОРМА ПРОТОКОЛА
Пример:
Чернила
|
|
Брат
|
|
Трава
|
|
Ящик
|
|
Клюква
|
|
Тигр
|
|
Скамья
|
|
Гребенка
|
|
Самовар
|
|
Солома
|
|
Книга
|
|
Булавка
|
|
Огонь
|
|
Зонтик
|
|
Собака
|
|
Медведь
|
|
Часы
|
|
Усы
|
|
Ножницы
|
|
Звонок
|
|
Календарь
|
|
В
протоколе регистрируются латентный период реакции ( » 1,5 секунд в норме) и
качественные характеристики ответов.
Выделяют:
1) высшие словесные
реакции
·
общеконкретные (чашка-блюдце);
·
индивидуально-конкретные (чашка - голубая);
·
абстрактные (чашка- посуда);
2) примитивные
словесные реакции
·
созвучные (близкие по звучанию слову-раздражителю);
·
экстрасигнальные (не имеющие отношения к раздражителю);
·
междометные («гм», «ну», «ой» и т.д.);
·
персеверирующие ( повторение одного и того же ответа на
ррррр);
·
эхолалические (буквально воспроизводящие
слово-раздражитель);
·
атактические (не имеющие какого-либо раздражителя в
окружающей среде). |