Методика «Определение типа памяти»
Цель: определение преобладающего типа памяти.
Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.
Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес,
дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима,
свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка,
лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь,
осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд
слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора
записать.
Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3
секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после
окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.
Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются
в течение одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10
минут.
Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом
повторяет каждое из них. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых
10 минут.
Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их
ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом. Затем записывает на листке
запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого
можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). С =a/10, где а -
количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в
каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа
памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти. |