Методика
«Исключение лишнего» Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с
двенадцатью рядами слов типа: 1. Лампа, фонарь, солнце, свеча. 2. Сапоги, ботинки, шнурки,
валенки. 3. Собака, лошадь, корова, лось. 4. Стол, стул, пол, кровать. 5. Сладкий, горький, кислый,
горячий. 6. Очки, глаза, нос, уши. 7. Трактор, комбайн, машина, сани. 8. Москва, Киев, Волга, Минск. 9. Шум, свист, гром, град. 10. Суп, кисель, кастрюля,
картошка. 11. Береза, сосна, дуб, роза. 12. Абрикос, персик, помидор,
апельсин. Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое,
которое не подходит, лишнее, и объяснить почему. Обработка и анализ
результатов. 1. Определить количество
правильных ответов (выделение лишнего слова). 2. Установить, сколько рядов
обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» - это посуда, а
остальное - еда). 3. Выявить, сколько рядов
обобщено с помощью одного родового понятия. 4. Определить, какие допущены
ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств
(цвета, величины и т.д.). Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены родовыми
понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний -7-12
рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.
|