МЕТОДИКА
«АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ ПОНЯТИЙ» (ИЛИ
«ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»)
Испытуемому
предъявляется бланк, на котором в первой строке представлена исходная пара слов, находящихся в определенном
отношении (напр., лес — деревья), и затем во второй строке слово (например
библиотека) и 5 других слов (напр.: сад, двор, город, театр, книги), из которых
только одно (книги) находится в том же отношении, как и в паре исходных слов (в
лесу — деревья, в библиотеке —
книги). Его и следует
подчеркнуть. Всего предъявляется 20 заданий на 3 мин. Оценка выставляется либо
в условных баллах по таблице, либо
подсчитывается количество правильных и ошибочных аналогий между понятиями;
анализируется характер установленных связей между понятиями — конкретные,
логические, категориальные связи. По типу связей можно судить об уровне
развития мышления у данного испытуемого — преобладании наглядных или логических
форм. Кроме того, можно обнаружить нарушения последовательности суждений, когда
он на время перестает следовать нужному способу решения задачи. Аналогии в
разных заданиях строятся по различным принципам, и наличие инертности может
затруднить выполнение задания — такие испытуемые в последующей задаче пытаются
выдел аналогию по принципу предыдущей задачи:
A. Школа — обучение.
Больница —
доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.
B. Песня — глухой.
Картина —
хромой, слепой, художник, рисунок, больной.
C. Нож —
сталь.
Стол —
вилка, дерево, стул, пища, скатерть.
D. Рыба — сеть.
Муха — решето,
комар, комната, жужжать, паутина.
E. Птица —
гнездо.
Человек —
люди, птенец, рабочий, зверь, дом
F. Хлеб
— пекарь.
Дом —
вагон, город, жилище, строитель, дверь.
G. Пальто
— пуговица.
Ботинок —
портной, магазин, нога, шнурок, шляпа.
Н.
Коса—трава.
Бритва —
сено, волосы, сталь, острая, инструмент.
I. Нога
— сапог.
Рука —
калоша, кулак, перчатка, палец, кисть.
J. Вода
— жажда.
Пища —
пить, голод, хлеб, рот, еда.
К.
Электричество — проводка.
Пар —
лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение.
L. Паровоз
— вагоны.
Конь —
поезд, лошадь, овес, телега, конюшня.
М.
Алмаз—редкий.
Железо — драгоценный, железный, сталь, обычный, твердый.
N. Бежать —
стоять.
Кричать — молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.
О. Волк —
пасть.
Птица —
воздух, клюв, соловей, яйцо, пение.
Р. Театр —
зритель.
Библиотека
— актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель.
Q. Железо
— кузнец.
Дерево —
пень, пила, столяр, кора, ветка.
R. Нога
— костыль.
Глава —
палка, очки, зрение, нос, слезы.
S. Утро
— ночь.
Зима —
мороз, день, январь, осень, сани.
Т.
Спортсмены — тренеры.
Студенты —
институты, воспитатели, учителя, преподаватели, родители.
Оценка в
баллах
|
9
|
8
|
7
|
6
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Количество
правильных
ответов
|
20
|
—
|
19
|
18
|
15-17
|
13-14
|
11-12
|
10
|
9
|
|