Изучение темперамента школьника методом наблюдения
Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.
План наблюдений
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) действует со страстью;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания учителя:
а) говорит, что так делать
больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
б) возмущается тем, что ему делают замечания;
в) выслушивает и реагирует спокойно;
г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при
обсуждении вопросов, которые его очень
волнуют:
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации,
когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная
сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
в) решает спокойно, пока учитель
не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров,
но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается
сразу:
а) бросает, потом опять продолжает работу;
б) решает упорно и настойчиво,
но время от времени резко выражает возмущение;
г) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации,
когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в
школе для выполнения какого-либо задания:
а) быстро соглашается;
б) возмущается;
в) остается, не говорит ни слова;
г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
а) проявляет максимум
активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки,
быстро принимает решения;
б) проявляет активность в
каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но
решения принимает быстро;
в) спокойно присматривается к
происходящему вокруг, с решениями не спешит;
г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно. Для
наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая
знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.
Таблица
1. Схема наблюдения за темпераментом школьника
Вариант
реакции
|
Пункты
плана наблюдений
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
а
б
в
г
|
|
|
|
|
|
|
|
Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:
а)сангвинический;
б) холерический;
в) флегматический;
г) меланхолический.
Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соответствующих
пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный
темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по
этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в
определенной степени присущи испытуемым. |