Как
понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями?
Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы
людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.
Рациональный
подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас
действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована
опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для
реализации такого подхода необходимо иметь общее представление
о предмете исследования. В различных
направлениях науки ученые неоднократно
предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке.
Конечно, такое представление существует и в психологии.
Один
из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека
был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для
отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был
разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики
человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до
этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого
человека. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке,
Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей
науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все
возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и
тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека.
Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со
здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и
переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется
комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.
Ананьев
выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Понятие
«индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель
вида Homo
sapiens.
В данном случае подчеркивается биологическая
сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека
как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо,
использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая
сущность человека.
Человек
как индивид обладает определенными свойствами (рис. 1.1). Ананьев выделял
первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства,
присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие
определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному
полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе
конституциональные особенности
(особенности сложения тела),
нейродинамические свойства мозга,
особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность
первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику
психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь,
интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки
человека.
Другое понятие, характеризующее
человека как объект реального мира, — «личность». Данное понятие, как и понятие
«индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью
понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся
в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия,
но все они сходятся в одном: понятие
«личностью характеризует человека как социальное существо (рис. 1.2). В
рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности,
как мотивация, темперамент, способности и характер. \
Рис. 1.2. Структура понятия - «личность» (по Б. Г. Ананьеву)
Следующее
понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, — «субъект
деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное
положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности
соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека.
Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта
деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо,
поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.
Прежде чем охарактеризовать
человека как субъекта деятельности, необходимо уяснить смысл понятия «субъект»
как философской категории. Чаще всего это понятие употребляется совместно с
понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся в определенной
взаимосвязи. Объект — это существующие независимо от нашего сознания предмет
или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена
активность человека — субъекта воздействия. Человек всегда окружен
определенными предметами или сталкивается с явлениями реального мира. В зависимости
от того, на что или на кого обращена его активность, тот или иной предмет
может выступать в качестве объекта. Объектом может быть и сама деятельность
человека.
|