Зачатки «интеллекта» закладываются у животных в рамках инстинктивного поведения.
Формы поведения, связанные с зачатками интеллектуальной деятельности, исходят у
животных из инстинктивной мотивации, связанной с органическими, биологическими
потребностями. Интеллектуальное поведение всегда содержит и автоматические,
стереотипные компоненты в виде частичных операций, включающихся в выполнение
интеллектуальных действий. Но эти последние существенно отличаются способностью
соотнести различные частные операции со сложными действиями. С развитием
интеллектуальной деятельности вариативность, пластичность поведения существенно
увеличивается, приобретая как бы новое измерение. Существенно изменяется
соотношение между последовательными — предыдущими и последующими — актами
поведения и вместе с тем и соотношение акта поведения и ситуации, в которой он
совершается. В поведении, основанном на навыках, на выработавшихся в процессе
индивидуального развития функциональных стереотипах, последующий акт поведения
повторяет предыдущий. Если в инстинктивных реакциях поведение было сковано
видовым прошлым, то в навыках оно связано индивидуальным прошлым. Реагируя на
настоящую ситуацию стереотипной реакцией — навыком, индивид реагирует на нее
как на прошлую, адекватно относясь к ней, лишь поскольку она является
повторением прошлой. Отсюда неизбежные противоречия между поведением и
объективными условиями ситуации, в которой оно совершается. По мере того как
развивается интеллектуальная деятельность, это противоречие разрешается. С
развитием интеллектуальной деятельности каждый акт поведения приобретает значительную
вариативность. В результате возникают внутренние предпосылки для более
адекватного регулирования поведения в соответствии с новыми, изменяющимися
условиями внешней объективной ситуации. «Разумное» поведение, основанное на
интеллектуальной деятельности, определяется, таким образом, специфическим
отношением, с одной стороны, к объективным условиям, к ситуации, в которой оно
осуществляется, с другой — к истории развития индивида, его осуществляющего:
оно должно быть адекватно ситуации, целесообразно используя соотношения между предметами для опосредованного на них воздействия;
притом это целесообразное поведение должно быть новым для данного индивида
актом и достигаться не вслепую, а в результате познавательного выделения
объективных условий, существенных для действия.
«Разумное» поведение, связанное с развитием интеллекта, обычно
противополагается инстинкту с его слепотой и навыку с его автоматизмом как их
прямая противоположность. Вместе с тем элементы разумности, интеллекта имеются,
как мы видели, внутри инстинкта и навыка, и вся история развития и инстинктов,
и навыков, особенно на высших ступенях, неразрывно сплетается с развитием
интеллекта, на каждой ступени в новых формах обнаруживая и противоречия, и
единство, взаимосвязь, взаимопереходы друг в друга.
«Разумным» действием в очень широком смысле слова можно назвать всякое
действие, которое находится в соответствии с объективными, существенными для
данной задачи условиями. «Разумным» в этом смысле оказывается инстинктивное,
по-видимому, действие вороны в вышеприведенном примере в силу большой
адекватности ситуации — в отличие от слепого, неразумного инстинктивного
действия гагарки, которая, после того как яйцо было сдвинуто, садится на то
место, где было яйцо, и греет камень. «Разумным» в этом смысле представляется
поведение собаки, когда при любом расположении клетки она производит движения,
необходимые для того, чтобы ее открыть, ударяя по рычагу, — в отличие от
слепого, неразумного ее поведения, которое она обнаружила, когда при повороте
клетки и передвижке рычага ударяла по тому месту, где он первоначально
находился.
Таким образом, «разумностью поведения
зависит прежде всего от характера
восприятия.
Способность дифференцировать предметы в ситуации и реагировать на их
соотношения — прежде всего, по-видимому, на пространственные соотношения
предметов в зрительном поле — является первичной предпосылкой интеллекты в
широком, неспецифическом смысле слова. Ядро же собственно интеллекта составляет
способность выделить в ситуации ее существенные для действия свойства в их
связях и отношениях и привести свое поведение в соответствие с ними.
Существенные же связи основаны на реальных зависимостях, а не на случайных
совпадениях, на условно-временных связях. Выделить существенные для действия
реальные зависимости от случайных условно-временных связей можно, только
изменяя ситуацию, т. е. воздействуя на нее. Развитие интеллекта поэтому
существенно обусловлено развитием двигательного аппарата, как периферического,
так и центрального, — способностью к манипулированию и произвольному движению.
Существеннейшей биологической предпосылкой развития интеллекта является
развитие руки и зрения, способности производить действия, изменяющие ситуацию
под контролем зрения, и таким образом наблюдать результаты собственного воздействия
на окружающий мир: образ действия в не меньшей мере определяет образ познания,
чем образ познания — образ действия.
В силу этой зависимости развития интеллекта от развития руки и зрения, от
способности активно воздействовать на окружающее и наблюдать результаты этого
воздействия биологические предпосылки интеллекта зарождаются у обезьян, у
которых впервые развивается манипулирование под контролем высокоразвитого
зрения. Интеллект в специфическом смысле слова развивается у человека в ходе
исторического развития на основе труда; изменяя в своей общественно-трудовой
деятельности действительность, человек познает ее и, познавая, изменяет.
Интеллект человека, служащий для познания действительности и руководства
действием, формируется в процессе воздействия на действительность.
При этом интеллектуальная деятельность характеризуется не только
своеобразными механизмами, но и специфической мотивацией. Она выступает в виде
любопытства, любознательности, специфической познавательной формы интереса к
окружающему. Было бы неправильно приписывать этот интерес какому-то
специфическому исследовательскому импульсу, будто бы заложенному в природе
обезьяны или человека. В действительности этот интерес, любознательность,
любопытство являются потребностью, которая возникает в процессе деятельности,
расчленяющей и изменяющей окружающие предметы. Интерес, сначала проявляющийся в
стремлении манипулировать вещами, именно этим манипулированием или, точнее,
теми изменениями, которые оно производит в вещах, вероятно, первично главным
образом и порождается. Исследовательский импульс — это прежде всего интерес к
предмету, порожденный теми изменениями, которым он подвергается в результате
воздействий на него: познавательный, теоретический
интерес зарождается в практической
деятельности.
Интеллект и «разумная» деятельность, с ним связанная, являются продуктами
длительного развития. Они — исторические понятия. Возникнув в результате
развития, они сами развиваются. <...>
Развитие интеллекта выражается, во-первых, в изменениях не только количественных,
но и качественных самого интеллекта. Изменяется как содержание, так и форма
интеллектуальной деятельности: в смысле содержания интеллектуальные операции
проникают во все более глубокие слои сущего, по мере того как развиваются формы
действенного проникновения в окружающее и изменения действительности. Анализ и
синтез зарождаются в действии и сначала производятся как практические анализ и
синтез. В дальнейшем у человека интеллектуальные операции становятся не только
практическими — вплетенными непосредственно в структуру действия, — а также и
теоретическими, все более опосредованными.
Развитие интеллекта выражается, во-вторых, в изменении и других форм
поведения; инстинкт, приобретая все более лабильные формы, переходит во
влечение, в котором закреплен лишь исходный импульс действия и завершающий его
осуществление акт, а весь промежуточный процесс, от которого зависит, будет ли
влечение удовлетворено, когда, как, при каких условиях, — переходит уже к
интеллекту. Навык перестраивается не менее радикально: у человека появляются
навыки, которые целиком строятся на основе интеллектуальной деятельности:
посредством специальной тренировки или упражнения в навык превращается
интеллектуальная по сути операция.
Вместе с тем, в-третьих, изменяются и взаимоотношения между интеллектом,
навыком и инстинктом. Сначала элементы интеллекта заключены внутри инстинкта и
навыка, проявляясь в нестрого стереотипных, изменяющихся применительно к
ситуациям, формах как одного, так и другого. Навык как индивидуально приобретаемая
форма поведения, изменяющаяся под влиянием личного опыта, особенно близок к
интеллекту. То, что из перспективы высокоразвитого интеллекта представляется в
виде генерализованного навыка, вариативного в способах своего осуществления,
является собственно еще не расчлененным единством навыка и элементарных
зачатков интеллекта. Недаром обучаемость животных, способность их изменять свое
поведение на основе личного опыта, трактовались обычно под рубрикой «ум»
животных. Это недифференцированное единство затем раздваивается; развитие идет
посредством «раздвоения единого» по расходящимся линиям — с одной стороны,
дифференцируются высшие специфические формы интеллекта, с другой — все еще
относительно рутинные навыки, более или менее косные автоматизмы. В результате
единство между различными формами психики и поведения не порывается, а
становится лишь более дифференцированным. Все отчетливее отличаясь друг от
друга, они вместе с тем и взаимопроникают друг в друга. Если на ранних ступенях
развития интеллект или элементы его выступают внутри инстинкта или навыка, то
на высших инстинкт и навык функционируют внутри или на основе интеллекта,
который осмысливает, контролирует и регулирует их. Читать далее |