Actionteaser.ru - тизерная реклама
Всё для всех - медицина
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Как преодолеть чувство беспокойства [2]
В книге Дейла Карнеги даются проверенные на практике рекомендации по устранению чувства тревоги, беспокойства.
Основные положения, которые необходимо знать о чувстве беспокойства [3]
Основные положения, которые необходимо знать о чувстве беспокойства, описанные в книге Дейла Карнеги
Основные методы анализа чувства беспокойства [3]
Основные методы анализа чувства беспокойства, описанные в книге Дейла Карнеги
Как изжить привычку к беспокойству прежде, чем оно надломит вас [6]
Как изжить привычку к беспокойству прежде, чем оно надломит вас в книге Дейла Корнеги
Семь правил выработки такого умонастроения, которое принесет вам душевное спокойствие и счастье [7]
Семь правил выработки такого умонастроения, которое принесет вам душевное спокойствие и счастье в книге Дейла Корнеги
Как уберечь себя от беспокойства из-за критики [2]
Как уберечь себя от беспокойства из-за критики в книге Дейла Карнеги
Дейл Карнеги Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей [4]
Эта книга поможет вам приспособиться в окружающем мире
Девять советов, как извлечь наибольшую пользу из этой книги. [1]
Девять советов, как извлечь наибольшую пользу из этой книги.
Основные приемы при сближении с людьми [3]
Основные приемы при сближении с людьми
ЛИЗ БУРБО. Чувственность и сексуальность. [66]
Откровенные ответы на свои самые болезненные вопросы, касающиеся интимной жизни.
Шесть способов располагать к себе людей. [7]
Шесть способов располагать к себе людей в книге Дейла Карнеги
ЛИЗ БУРБО.Половое влечение [18]
ЛИЗ БУРБО.Половое влечение
ЛИЗ БУРБО.Обязательства и верность [20]
ЛИЗ БУРБО.Обязательства и верность
ЛИЗ БУРБО Эдипов комплекс [13]
ЛИЗ БУРБО Эдипов комплекс
ЛИЗ БУРБО Гомосексуализм [13]
ЛИЗ БУРБО Гомосексуализм
ЛИЗ БУРБО.Инцест и изнасилование [24]
ЛИЗ БУРБО.Инцест и изнасилование
ЛИЗ БУРБО.Болезни и расстройства [15]
ЛИЗ БУРБО.Болезни и расстройства
Маргарита Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей [43]
Маргарита Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей
Популярные методики и тесты в психологии [109]
Психология почерка [34]
Предлагаемый материал основан на экспертных знаниях, личном профессиональном опыте и преподавательской деятельности
Психологические рисуночные тесты [52]
По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания.
Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей [30]
В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических причин нарушений поведения у детей различных возрастов, разработки программ психопрофилактики и коррекции
Общая психология [117]
Психология.Конфликты [21]
Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники – словом, все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
Семейная психология [2]
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умениинаправлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.
Форма входа
Поиск
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Новинки на сайте
Главная » Статьи » Психология » Маргарита Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей

Умственная отсталость

Умственная отсталость

Под умственной отсталостью понимают врожденное или приобретенное в раннем возрасте общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуального дефекта. Другое определение, используемое в основном в зарубежной психиатрии, выделяет три основных критерия умственной отсталости:

1) уровень интеллекта ниже 70;

2) наличие существенных нарушений в двух и более сферах социальной адаптации;

3) указанное состояние наблюдается с детского возраста.

Симптомы умственной отсталости

Недостаточность интеллектуальной деятельности при умственной отсталости в той или иной степени сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных. Замедлено и сужено восприятие, нарушено активное внимание. Запоминание обычно бывает замедленным и непрочным. Словарный запас у детей с умственной отсталостью беден, речь – с неточным использованием слов, неразвернутыми фразами, обилием штампов, аграмматизмами и дефектами произношения. В эмоциональной сфере отмечается недоразвитие высших эмоций (эстетические, нравственные эмоции и интересы). Поведение таких детей характеризуется отсутствием устойчивых мотивов, зависимостью от внешней обстановки, случайных воздействий среды, недостаточно подавляемых элементарных инстинктивных потребностей и влечений. Для детей с умственной отсталостью также весьма характерна сниженная способность прогнозировать последствия своих поступков.

Различают несколько степеней умственной отсталости.

• Легкая умственная отсталость.Дети с этой степенью отсталости обычно обучаемы. В течение дошкольного периода у них могут быть достаточно развиты навыки общения, а отставание в развитии сенсорной и двигательной сферы может быть выражено в минимальной степени. Именно поэтому они не слишком отличаются от детей с нормальным интеллектом до наступления более поздних возрастных периодов. В течение школьного возраста они могут при надлежащих усилиях со стороны родителей и педагогов освоить программу до 5‑го класса включительно. Становясь взрослыми, они могут освоить социальные и профессионально‑технические навыки, достаточные для достижения минимальной независимости, но всегда будут нуждаться в руководстве и помощи в сложных социальных или экономических ситуациях.

• Умеренная умственная отсталость.При этом виде умственной отсталости возможно обучение некоторым навыкам. В дошкольном возрасте они могут научиться некоторым речевым или другим коммуникативным навыкам. Более сложные социальные навыки у них почти не развиваются. В связи с этим, а также из‑за недостаточного развития двигательной сферы, их можно обучить низкоквалифицированным видам труда, причем работать они могут только в специально приспособленных условиях. Их можно обучить также навыкам самообслуживания. В повседневной жизни они нуждаются в наблюдении и руководстве.

• Тяжелая умственная отсталость.Дети с этой степенью умственной отсталости отличаются резким недоразвитием не только интеллектуальной, но и двигательной сферы. У них практически отсутствует речь, они неспособны к обучению и воспитанию в дошкольном возрасте. В более старшем возрастном периоде их можно обучить нескольким словам или другим несложным способам коммуникации. Им также могут оказаться доступны некоторые элементарные гигиенические привычки. Во взрослом возрасте они способны выполнять некоторые элементы самообслуживания при контроле со стороны.

• Глубокая умственная отсталость.При этой степени умственной отсталости возможно минимальное развитие сенсорных и двигательных функций. Больные с этим уровнем умственной отсталости нуждаются в постоянном постороннем уходе в течение всей жизни. Они необучаемы, у них отсутствует речь и узнавание объектов (например, родителей или ухаживающих лиц).

У детей с умственной отсталостью чаще, чем у здоровых, встречаются разнообразные поведенческие нарушения. Вероятность их развития тем больше, чем глубже степень отсталости.

Классификация умственной отсталости в отечественной литературе

Поскольку этиологию умственной отсталости условно можно разделить на две основные группы – эндогенную (генетическую) и экзогенную, в отечественной психиатрии в основу классификации умственной отсталости положен этиопатогенетический принцип (Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев и др.). Так, В. В. Ковалев выделяет следующие основные группы умственной отсталости:

• умственная отсталость при хромосомных болезнях;

• наследственные формы умственной отсталости;

• смешанные по этиологии (экзогенно‑эндогенные) формы;

• экзогенно обусловленные формы.

Эта классификация используется для клинического анализа умственной отсталости, однако для психоло го‑педагогического анализа целесообразнее применять классификацию М. С. Певзнер, в которой выделяется пять форм психического недоразвития.

1. Неосложненная форма умственной отсталостипатогенетически характеризуется диффузным, но относительно поверхностным поражением коры головного мозга. В клинической картине при этой форме ведущим является недоразвитие всей познавательной деятельности, и в особенности мышления.

2. Умственная отсталость с нарушениями нейродинамики –это те случаи, когда в патогенезе отмечается сочетание поверхностного диффузного недоразвития коры головного мозга. Клинически этому соответствует сочетание недостаточности познавательной деятельности со снижением работоспособности и легким нарушением поведения.

3. Умственная отсталость в сочетании с нарушениями анализаторов.Для этой формы характерно сочетание диффузного поверхностного поражения коры головного мозга с нарушениями анализаторов. Внутри этой формы выделяются различные подгруппы в зависимости от локализации поражения: умственная отсталость с нарушением слуха и речи, зрительной афферентации, с нарушением пространственных синтезов или двигательных систем.

4. Умственная отсталость в сочетании с грубыми нарушениями личности.Эта форма характеризуется сочетанием поверхностного поражения коры головного мозга с поражением подкорковых областей. Ей в клинической картине соответствует недоразвитие познавательной деятельности в сочетании с психопатоподобны‑ми формами поведения. 5. Умственная отсталость в сочетании с психопатоподобными формами поведения.При этой форме наблюдается поверхностное поражение коры головного мозга с недоразвитием или поражением передних лобных отделов. Клинически этому соответствует сочетание недоразвития познавательной деятельности с изменениями личности по лобному типу и своеобразным нарушением моторики.

Классификация дизонтогенетических расстройств по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения направлена на целостный, клинико‑психологический анализ дизонтогенетических свойств. По этим рекомендациям выделяются четыре основных оси (направления) диагностики:

• первая ось – характеристика клинического синдрома;

• вторая ось – определение интеллектуального уровня от легкой до глубокой отсталости;

• третья ось – этиологический анализ, то есть учет биологических факторов дизонтогенеза;

• четвертая ось – учет соответствующих психосоциальных влияний (нарушение семейных взаимоотношений, социальная и психическая депривация).

Перечисленные принципы классифицирования требуют комплексного подхода, учета как биологических, так и социально‑психологических факторов, учета не только формы клинической картины недоразвития, но и его внутренней структуры. В классификации Д. Н. Исаева (Исаев, 1982) сделана удачная попытка такого комплексного подхода. Он выделяет четыре формы психического недоразвития у детей.

1. Астеническая формахарактеризуется неглубоким нарушением интеллекта. В структуре интеллектуального дефекта у детей наблюдается нарушение школьных навыков, которое диагностируется, как правило, в начале школьного обучения, поскольку в преддошкольные годы родители не замечали у таких детей отставания в умственном развитии. У большинства детей наблюдается недоразвитие речи и эмоционально‑волевая неустойчивость. Также в структуре интеллектуального дефекта у этих детей преобладают: недоразвитие зрительно‑пространственных функций, трудности в установлении последовательных умозаключений в рассказах, сниженный уровень обобщений. Внутри этой группы Исаев выделяет несколько клинических подгрупп: брадилалический вариант, при котором наблюдается замедленный тип психических процессов, особенно в мышлении и речи; дислалический вариант, при котором наблюдается выраженное недоразвитие речи; дис‑праксический вариант с выраженным нарушением тонкой моторики; дисмнемический вариант, при котором наблюдается резко выраженное нарушение памяти.

2. Атоническая формахарактеризуется тем, что здесь, помимо интеллектуальной недостаточности разной глубины, наблюдается аспонтанность, бедность, невыразительность эмоций. Это проявляется в сниженной потребности в эмоциональных контактах, в межличностном общении. На фоне умственной отсталости у этих детей наблюдается выраженная неспособность к психическому напряжению, что проявляется в чрезмерной отвлекаемости и двигательном беспокойстве. Внутри этой группы выделяются: аспонтанно‑апатический вариант, характеризующийся снижением активности, ограничением интересов; акатизический вариант, когда у ребенка проявляется бессмысленная активность, непоседливость и двигательное беспокойство; мориоподобный вариант, проявляющийся в нарушении поведения на фоне эйфории.

3. При дисфорической формеу детей на фоне умственной отсталости наблюдается выраженная аффективная напряженность.

4. Стеническая формахарактеризуется неравномерным развитием интеллектуальных, мнестических и эмоционально‑волевых процессов. Эти дети отличаются более выраженными и стойкими побуждениями и влечениями, что ведет к формированию в них упорства при встрече с препятствиями. Внутри этой группы различаются два варианта: уравновешенный и неуравновешенный, отличающийся сочетанием интеллектуальной недостаточности с суетливостью, двигательным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью.

Согласно общепринятой оценке, умственной отсталостью страдает приблизительно 2,5–3 % всего населения. По данным, опубликованным в начале 1990‑х гг., в мире насчитывалось около 7,5 миллионов людей с умственной отсталостью. При этом лишь у 13 % из этого числа умственная отсталость достигла степени более выраженной, чем легкая умственная отсталость.

Причины умственной отсталости

Умственная отсталость может быть вызвана любым фактором, который оказывает повреждающее воздействие на развитие мозга в течение внутриутробного периода, во время родов или в первые годы жизни. К настоящему времени обнаружено уже более сотни вероятных причин умственной отсталости, но несмотря на это у трети людей с этим состоянием его причина остается неясной. Большинство случаев умственной отсталости бывает вызвано тремя основными причинами, а именно: синдром Дауна, эмбриональный алкогольный синдром и хромосомная патология в виде так называемой «хрупкой икс‑хромосомы». Все причины умственной отсталости можно разделить на два типа: генетическую и хромосомную патологию.

Генетическая и хромосомная патология

• Патология беременности, например вследствие приема алкоголя или наркотиков беременной матерью, ее недоедания, инфицирования краснухой, ВИЧ‑инфекцией, некоторыми вирусными инфекциями.

• Патологические роды, приведшие к повреждению головного мозга младенца.

• Тяжелые заболевания центральной нервной системы в течение первых трех лет жизни ребенка, например мозговые инфекции – менингит и энцефалит, интоксикации нейротропными ядами, такими как ртуть, а также тяжелые травмы мозга.

• Социально‑педагогическая запущенность, которая хотя и не служит непосредственной причиной умственной отсталости, тем не менее резко усиливает влияние всех вышеописанных факторов.

По мнению психиатров и психологов, умственная отсталость по своей сути является скорее не болезнью, а патологическим состоянием, которое клинически проявляется гораздо позже момента воздействия повреждающего фактора, поэтому основные усилия должны быть профилактическими, то есть быть направленными на борьбу с причинами раннего повреждения мозга. Другими словами, легче и целесообразнее предотвратить умственную отсталость, чем впоследствии пытаться воздействовать на уже неполноценный мозг. Тем не менее ребенку с умственной отсталостью можно помочь. Современные методы реабилитации сводятся преимущественно к обучению и воспитанию, то есть выработке, исходя из возможностей ребенка, необходимых для жизнедеятельности навыков. Лечение психофармакологическими средствами может применяться как дополнительный метод, особенно при наличии осложнений, например поведенческих расстройств.

Итак, умственно отсталым можно признать только того ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга.


Категория: Маргарита Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей | Добавил: Dmitrii (28.04.2013)
Просмотров: 2036 | Теги: симптомы умственной отсталости, причины умственной отсталости, патология умственной отсталости, умственная отсталость, степени умственной отсталости
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Google
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 81
Друзья сайта
Космический реминерализатор RemarsGel (РемарсГель) доктора Холодова Разное Create a free website
Счётчики
Яндекс.Метрика Рейтинг сайтов и каталог. Количество посетителей всего, за день Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика