Тесты психического развития ребенка второго года жизни
От года до пятнадцати месяцев
1. Тест с кубиками
Предложите ребенку кубики размером 8 кубических сантиметров.
Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте
ему возможность построить башню самостоятельно. Ребенок в возрасте 15 месяцев
не тащит кубики в рот, не бросает их на пол, а выполняет в точности задание.
2. Тест с геометрическими фигурами
Для выполнения этого теста необходима доска с прорезями для
трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). Место каждой фигуры на
доске определяется соответствующей ее контуру ячейкой. Такую доску можно
изготовить самим или приобрести в магазине. (Сейчас продаются геометрические
конструкторы, кубики или шары с вырезанными в них геометрическими фигурами.)
Начинайте с самого легкого задания. На глазах у ребенка
выньте три фигуры из ячеек и дайте круг малышу в руки: «Вложи этот кружок в
отверстие доски, чтобы она была гладкой». Если ребенок выполняет это задание неправильно
и пытается вложить круг в другое отверстие, проведите его ручкой по фигуре на
доске со словами: «Видишь, получилось как‑то неровно, нужно, чтобы доска стала
гладкой». Если ребенок правильно поместит фигурку, медленно переверните доску и
скажите ему: «Вложи еще раз кружок в отверстие, чтобы доска стала гладкой».
Похвалите ребенка. В 15 месяцев ребенок справляется с заданием на вкладывание
круга.
3. Тест с пирамидкой
Покажите ребенку правильно собранную пирамидку, а затем
попросите его сделать такую же. В течение нескольких минут воздержитесь от
подсказки и наблюдайте за самостоятельной работой малыша.
Часто ребенок неправильно учитывает размеры колец пирамидки
и не соотносит их размеры по последовательности. Очень хорошо, если он, заметив
совершенную ошибку, устраняет ее, а не разрушает всю постройку.
Если все попытки неудачны, помогите ребенку: «Вот видишь, не
получилось.
Не забывай, что сначала надо брать самое большое кольцо,
затем поменьше…»
В 15 месяцев ребенок пытается нанизывать кольца пирамидки,
но без учета их размера.
4. Тест с предметами быта
В 15 месяцев ребенок умеет выполнять множество действий с
различными предметами быта. Он уже может пользоваться ложкой, подносить ее ко
рту; сам пьет из чашки.
5. Тест на развитие двигательной сферы (крупной
моторики)
Ребенок после года ходит самостоятельно и длительно. Он
умеет приседать, наклоняться, ползти вверх по лестнице, залезать и слезать с
дивана, может вставать с коленей.
От пятнадцати до восемнадцати месяцев
1. Tecт с кубиками
Предложите ребенку четыре кубика размером 8 кубических
сантиметров и попросите его построить башню. Если он не может это сделать
самостоятельно, покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить
башню.
Затем попросите его построить поезд (четыре кубика в ряд),
мост (один кубик стоит на двух других).
Каждый раз наблюдайте за действиями ребенка, не торопитесь
поправлять его. Важно, как ребенок понимает вас, как он исправляет ошибки, как
обучается.
В 18 месяцев хорошим результатом будет умение построить башню
из трех‑четырех кубиков.
2.Тест с геометрическими фигурами
Используется доска, куб или шар с прорезями для круга,
треугольника и квадрата.
Вынимаете фигуры из прорезей и предлагаете ребенку вложить
их обратно, чтобы доска была гладкой.
Ребенок в 18 месяцев обычно вкладывает круг правильно, а на
него накладывает две другие фигуры.
3. Тест с пирамидкой
На глазах у ребенка разбираете пирамидку и просите его
собрать ее вновь (пирамидка состоит из двух колец).
Наблюдаете за действиями ребенка – способен ли он осуществлять
целесообразную деятельность, обнаруживать ошибки и исправлять их. Однако
следует иметь в виду, что, в среднем, малыш 18 месяцев собирает пирамидку, но
учесть правильную последовательность еще не может, то есть собирает пирамидку
без учета размеров колец.
4. Тест с предметами быта
Полуторагодовалый ребенок уже может: снять с себя варежки,
носки, тапки, шапку; есть самостоятельно густую пищу ложкой.
5. Тест на развитие двигательной сферы (крупной
моторики)
В 1,5 года ребенок обычно может сам подниматься и спускаться
по лестнице, может нести с собой игрушки, перешагивает через палку, лежащую на
полу.
6. Тест на оценку тонкой моторики пальцев рук
Дайте ребенку лист бумаги и мягкий карандаш. Покажите, как
можно провести горизонтальную и вертикальную линии.
Ребенок в 1,5 года повторяет штрих, отдаленно напоминающий
прямую линию.
7. Тест на оценку памяти
Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд:
встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, передать ее маме.
Ребенок в 1,5 года уже может запомнить и воспроизвести три‑четыре
действия по памяти.
8. Тест на оценку речевой сферы
Покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку,
куклу, машину, мяч, чашку. Спросите его: «Что это?» В 1,5 года ребенок может
назвать, как минимум, один предмет.
От восемнадцати месяцев до двух лет
1. Тест с кубиками
Используйте те же кубики размером 8 кубических сантиметров в
количестве 10 штук.
Ребенок 2 лет может самостоятельно построить башню из восьми
кубиков, а после показа – построить поезд без трубы.
2. Тест с геометрическими фигурами
Используя знакомую доску, ребенок 2 лет уже справляется со
всем заданием, правильно размещая на доске все три геометрические фигуры (круг,
треугольник, квадрат). При этом результат может достигаться не сразу, ребенок
может делать около 4 ошибочных проб.
3. Тест с пирамидкой
При небольших подсказках ребенок справляется с заданием,
правильно нанизывает два кольца на пирамидку с учетом размера. Но затрудняется,
если видит перед собой больше двух объектов.
4. Тест с предметами быта
Двухлетний ребенок может вставить ключ в замочную скважину,
поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, «кормит» и баюкает куклу,
возит машинку, надевает носки, туфли, штанишки.
5. Тест на развитие двигательной сферы (крупной
моторики)
Двухлетний малыш уже достаточно хорошо владеет своим телом.
Он может поднять игрушку с пола, нагнувшись; перешагивает через препятствия,
чередуя шаг; попадает по мячу ногой; умеет ходить по поверхности шириной
15–20 см; может влезть на стул, чтобы достать игрушку.
6. Тест на оценку тонкой моторики пальцев рук
В 2 года ребенок уже может подражательно (после показа
взрослым) повторить рисование прямых линий, изогнутых линий и окружности.
7. Тест на оценку памяти
Двухлетний ребенок может запомнить и повторить примерно
четыре действия. Попросите его выполнить несколько действий подряд: встать со
стула, подойти к столику, взять со столика карандаш, принести карандаш и
положить его на стул.
8. Тест на словарный запас
Покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку,
куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Спросите его: «Что это?»
Двухлетний ребенок называет от двух до пяти предметов
правильно.
9. Тест на узнавание изображений по названию
Рассматривая с ребенком книжку, покажите ему картинки,
изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спросите:
«Где кошка?» или «Покажи мне кошку, платье и т. д.».
Ребенок 2 лет может правильно указать 5 картинок.
10. Тест на называние изображений
Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку,
ложку, яблоко, чашку, машинку, стол, корабль, поезд, автобус, самолет, носки,
ботинки, лимон, грушу, арбуз, мальчика, девочку, тетю, дядю, бабушку, дедушку,
утку, корову, лошадь, чайник, кастрюлю, кровать, нож, вилку, карандаш, газету,
книгу. Спросите, показывая каждую картинку отдельно: «Что это?» или «Что тут
нарисовано?» Три‑четыре картинки ребенок называет правильно.
11. Тест на понимание инструкций
Двухлетний ребенок выполняет три‑четыре простые инструкции.
Попросите ребенка: «дай маме мячик», «положи его на стул»,
«дай его мне», «подними упавший кубик» и т. д.
Правильное выполнение этих инструкций демонстрирует
понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого.
Обратите внимание на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Если он проявляет:
• склонность к уединению;
• избыточное качание всего тела;
• постоянное отсутствие тревоги при разлуке с
родителями;
• чрезмерную отвлекаемость;
• частую раздражительность, не поддающуюся успокоению,
то следует пройти комплексное медико‑психолого‑педагогическое
обследование.
|