Тест измерения интеллекта детей‑дошкольников Д. Векслера
(WPPSI)
На Западе применяется вариант методики Д.
Векслера для дошкольников {WPPSI)от 4 до 6,5 лет. С помощью этого теста
можно определить уровень интеллектуального развития ребенка, оценить его общие
способности, нарушения в разных интеллектуальных сферах, выявить сохранные
зоны, чтобы своевременно начать коррекционную работу. Структура методики
соответствует принципам построения методики Д. Векслера (детский вариант) и
методики Д. Векслера для взрослых. WPPSI,так же как и WIS С,состоит
из 10 субтестов (5 вербальных и 5 невербальных), которые измеряют разные
способности, а в сумме дают IQ –коэффициент умственного развития
ребенка.
К вербальным субтестам относятся:
«Осведомленность», «Словарный запас», «Арифметический», «Сходство»,
«Понятливость». Вопросы расположены по возрастающей трудности. К невербальным
субтестам относятся: «Дома животных» (этот тест идентичен субтесту «Шифровка»
из WISC,но в большей степени адаптирован для маленьких детей, так как
носит игровой характер), «Недостающие детали», «Лабиринты», «Геометрические
фигуры» (такого субтеста в WISCнет, он требует от ребенка способности к
анализу, пространственному расположению фигуры на листе бумаги, умению
графически изображать предъявленный образец), «Кубики (пластины)» (идентичен
субтесту из WISC«Кубики»). Тестирование строится на чередовании
вербальных и невербальных субтестов, трудных и легких. На обследование ребенка
уходит от 50 до 75 минут, поэтому большинство детей диагностируются за одну
встречу.
Если тест WISCв нашей стране
адаптирован (Панасюк, 1973), то тест WPPSI,как пишет В. Н. Дружинин, не
используется. Поэтому основной задачей исследования является апробация,
адаптация и доказательство надежности и валидности теста Д. Векслера для
дошкольников (WPPSI).
Предварительная проверка диагностической силы
этой методики была проведена путем сопоставления результатов группы детей с
нормальным интеллектом и группы умственно отсталых детей. По всем субтестам, по
вербальному, невербальному и общему интеллекту данные различались на высоком
уровне значимости (р < 0,001). Оценка детей с нормальным интеллектом
полностью укладывалась в нормативы, предложенные Векслером.
|