Рекомендации по работе с методикой WPPSI
Опыт работы с этой методикой позволил
сформулировать ряд положений по качественному клинико‑психологическому анализу
индивидуальных особенностей поведения и деятельности обследуемого ребенка.
Такой качественный анализ позволяет значительно обогатить диагностические
возможности тестов и наряду с количественной оценкой давать не только более
точную постановку психологического диагноза, но и осуществлять прогноз и
намечать пути психокоррекционной работы с ребенком, имеющим проблемы в
развитии (Бурлачук, 2002; Лубовский, 2002; Лусканова, 1993; Худик, 1999).
Качественный анализ при работе с методикой
WPPSI включает следующие аспекты:
• особенности общения ребенка с
психологом: легко ли вступает в контакт, задает ли вопросы и какие и
т. д.; при квалификации дефекта необходимо иметь в виду, что низкие
качественные показатели по вербальной шкале могут являться следствием речевого
недоразвития;
• мотивационные особенности поведения: с
интересом ли работает ребенок, как он реагирует на успех или неудачу, как
оценивает свои результаты;
• динамические характеристики
деятельности: импульсивность, заторможенность, медлительность, истощаемость;
например, медлительный ребенок может не укладываться во временные рамки и,
таким образом, иметь низкие результаты;
• особенности внимания: отвлекаемость,
колебания внимания, показатели самоконтроля;
• характеристики моторики: быстрота
движений, координация, мышечный тонус и т. д.;
• речевые проявления: уровень понимания
речи, трудности произношения, несформированность фразовой речи, речевая
инертность и др.;
• способы выполнения заданий:
неадекватные, метод проб и ошибок, хаотичность действий и т. д.
Таким образом, количественная и качественная
оценки выполнения ребенком заданий теста WPPSI взаимно дополняют друг друга. С
одной стороны, низкий балл указывает на неблагоприятное положение обследуемого
среди группы сверстников, а тщательный разбор применяемых им способов решения и
допускаемых ошибок позволяет определить структуру и характер имеющихся
интеллектуальных нарушений; с другой – при помощи качественного анализа имеется
возможность выявить различные типы нарушения интеллектуальной деятельности, а
на основе количественной оценки установить их степень. Это позволяет
своевременно поставить клинический диагноз, определить психологическую
структуру дефекта и разработать комплексную психокоррекционную программу для
детей дошкольного возраста.
Особое значение имеет клинико‑психологическая
диагностика интеллектуального развития у дошкольников с помощью методики WPPSI
для работы психоло го‑меди ко‑педагогических комиссий, когда принимается
решение о том, какой тип дошкольного учреждения является наиболее оптимальным
для ребенка.
Наш опыт работы с этим тестом в течение трех
лет позволяет сформулировать ряд стандартных правил:
• проводить диагностику может только
высококвалифицированный психолог;
• перед диагностикой психологу
целесообразно сказать ребенку, что он собирается поиграть с ним в различные
игры;
• создать теплую, дружескую атмосферу; не
начинать тестирование ребенка, если не удалось наладить с ним хороший контакт;
психолог должен быть уверен, что ребенок не опасается его, что у ребенка нет
излишней тревожности;
• необходимо строго придерживаться
инструкции;
• не выставлять оценки в присутствии
ребенка;
• после проведения пяти субтестов сделать
перерыв;
• если ребенок выглядит усталым, прервать
встречу и назначить дополнительную.
|