Психологическое заключение по результатам клинико‑психологического
исследования по изучению интеллекта детей
Во многих работах ведущих отечественных специалистов в
области экспериментальной патопсихологии и клинической (медицинской) психологии
приводятся рекомендации по составлению заключений (Рубинштейн, 1998; Блейхер, 1976;
Демьянов, 1999; Зейгар‑ник, Николаева, Лебединский, 1987, и др.). Все авторы
сходятся во мнении, что не может быть стандартной формы в написании заключения,
так как не может быть стереотипного построения исследования и подбора методик.
Однако, обобщая все рекомендации и учитывая собственный опыт работы с детьми,
имеющими отклонения в развитии, считаю возможным привести приблизительную схему
написания заключения.
Схема клинико‑психологического заключения
1. Описание цели и задач исследования, сформулированных
на начальных этапах диагностики, а также в связи с клиническим запросом
(дифференциальная диагностика), в зависимости от предполагаемых заболеваний,
определение глубины психического дефекта, изучение эффективности терапии.
2. Причина обращения к специалисту по клинической
психологии (по оценке родителей), кем направлен ребенок на консультацию
(дошкольное, школьное учреждение, детская поликлиника и т. д.). Жалобы
родителей больного ребенка на состояние умственной работоспособности, памяти,
внимания, утомляемости и других показателей. Значимые данные из анамнеза.
3. Внешний вид ребенка, его манера держаться, вступать
в контакт, особенности речи, мимики, жестов, позы, состояние одежды. Оценка
реакций на новизну, особенности свободного поведения ребенка, интерес к
игрушкам, предметам, находящимся в кабинете. Взаимодействие с родителями.
Оценка социальной зрелости ребенка (соблюдение социальной дистанции в общении).
4. Отношение ребенка к процессу диагностической работы
(уровень понимания обращенной к нему речи, выполнение инструкций, отвлечения,
сосредоточенность при выполнении различных заданий, заинтересованность в
процессе и результатах деятельности, истощаемость (утомляемость), отношение к
неудачам и к похвале, самооценка, уверенность в себе и т. д.).
5. Описание результатов конкретных методов исследования
(приводятся названия методов и методик, используемых в диагно– стике данного
случая). Эту часть заключения целесообразнее писать не по отдельным методикам и
не по психическим процессам, а в виде отдельных положений, доказываемых или
иллюстрируемых экспе– риментальными данными, полученными с помощью разных
методик. Указываются западающие и сохранные стороны психической деятельности
ребенка, его обучаемость, зона ближайшего развития.
При написании заключения необходимо стремиться к
максимальной лаконичности и доказательности выводов. С этой целью следует в
заключении писать о ведущих патопсихологических особенностях, показатели
конкретных методик приводить только для иллюстрации или пояснения подхода.
По стилю заключение должно быть написано языком, адекватным
для понимания теми, кому оно адресовано.
6. Обобщение результатов диагностической работы и
формулирование психологического диагноза, рекомендации по дальнейшему
исследованию у других специалистов (логопед, психо– невролог, психиатр,
дефектолог), по психологической коррекции, по оказанию помощи ребенку со
стороны родителей, воспитателей, учителей, направление на медико‑психолого‑педагогическую
комиссию (если необходимо решение о поступлении в специальные дошкольные и
школьные учреждения).
Таким образом, написание психологического заключения
является завершающим этапом всей диагностической работы, сложность и
многозначность которой предъявляет требования к методологическому обеспечению
процесса изучения аномального развития ребенка. |