Всё для всех - медицина
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Как преодолеть чувство беспокойства [2]
В книге Дейла Карнеги даются проверенные на практике рекомендации по устранению чувства тревоги, беспокойства.
Основные положения, которые необходимо знать о чувстве беспокойства [3]
Основные положения, которые необходимо знать о чувстве беспокойства, описанные в книге Дейла Карнеги
Основные методы анализа чувства беспокойства [3]
Основные методы анализа чувства беспокойства, описанные в книге Дейла Карнеги
Как изжить привычку к беспокойству прежде, чем оно надломит вас [6]
Как изжить привычку к беспокойству прежде, чем оно надломит вас в книге Дейла Корнеги
Семь правил выработки такого умонастроения, которое принесет вам душевное спокойствие и счастье [7]
Семь правил выработки такого умонастроения, которое принесет вам душевное спокойствие и счастье в книге Дейла Корнеги
Как уберечь себя от беспокойства из-за критики [2]
Как уберечь себя от беспокойства из-за критики в книге Дейла Карнеги
Дейл Карнеги Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей [4]
Эта книга поможет вам приспособиться в окружающем мире
Девять советов, как извлечь наибольшую пользу из этой книги. [1]
Девять советов, как извлечь наибольшую пользу из этой книги.
Основные приемы при сближении с людьми [3]
Основные приемы при сближении с людьми
ЛИЗ БУРБО. Чувственность и сексуальность. [66]
Откровенные ответы на свои самые болезненные вопросы, касающиеся интимной жизни.
Шесть способов располагать к себе людей. [7]
Шесть способов располагать к себе людей в книге Дейла Карнеги
ЛИЗ БУРБО.Половое влечение [18]
ЛИЗ БУРБО.Половое влечение
ЛИЗ БУРБО.Обязательства и верность [20]
ЛИЗ БУРБО.Обязательства и верность
ЛИЗ БУРБО Эдипов комплекс [13]
ЛИЗ БУРБО Эдипов комплекс
ЛИЗ БУРБО Гомосексуализм [13]
ЛИЗ БУРБО Гомосексуализм
ЛИЗ БУРБО.Инцест и изнасилование [24]
ЛИЗ БУРБО.Инцест и изнасилование
ЛИЗ БУРБО.Болезни и расстройства [15]
ЛИЗ БУРБО.Болезни и расстройства
Маргарита Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей [43]
Маргарита Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей
Популярные методики и тесты в психологии [109]
Психология почерка [34]
Предлагаемый материал основан на экспертных знаниях, личном профессиональном опыте и преподавательской деятельности
Психологические рисуночные тесты [52]
По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания.
Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей [30]
В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических причин нарушений поведения у детей различных возрастов, разработки программ психопрофилактики и коррекции
Общая психология [117]
Психология.Конфликты [21]
Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники – словом, все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
Семейная психология [2]
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умениинаправлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.
Форма входа
Поиск
Реклама
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако
 Новинки на сайте
Главная » Статьи » Психология » Маргарита Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей

Методика Векслера WISC (для детей 5‑16 лет)

Методика Векслера WISC (для детей 5‑16 лет)

Введение

Методика исследования интеллекта детей, разработанная Д. Векс‑лером, является надежным, научно обоснованным и апробированным в школьной и медицинской практике психодиагностическим инструментом. Однако это вовсе не снижает требований к знаниям, навыкам и психологической интуиции экспериментатора. Твердое знание им порядка предъявления стимульного материала и правил численной обработки ответов испытуемого следует считать обязательным условием при принятии решения об использовании WISCв психодиагностических целях.

Перевод WISCи адаптация материалов ее субтестов на русский язык осуществлена А. Ю. Панасюком. Описание адаптированного варианта методики опубликовано в 1973 г. Это описание имеет ряд недостатков, затрудняющих грамотное использование WISC:

• в описании отсутствуют наглядные материалы, без которых понимание текстовой части в некоторых случаях становится невозможным;

• в тексте опущены некоторые сведения, обосновывающие и тем самым делающие понятными некоторые правила обработки данных тестирования;

• в таблицах имеют место ошибки, создающие противоречия между указаниями, которые даются в разных частях описания.

Ю. И. Филимоненко, В. И. Тимофеев устранили эти мелкие редакторские погрешности в описании А. Ю. Панасюка, унифицировали работу экспериментатора с WISC,а также включили дополнительную информацию, полезную для корректного применения методики WISC.[1]

Общие положения

Интеллектуальный тест для детей WISC (WechslerIntelligence Scale for Children)был опубликован Д. Векслером в 1949 г. Его название достаточно точно отражает место данного теста в структуре тестов, изучающих познавательные процессы. В психодиагностике принята такая классификация:

• тесты способностей, измеряющие относительно простые способности, психические процессы;

• тесты достижения, цель которых заключается в оценке усвоения ребенком заданной программы;

• тесты интеллекта, представляющие собой совокупность разнородных интеллектуальных заданий, оцениваемых в результате единым показателем.

По своему содержанию и по исходным принципам его формирования тест WISCможет быть полезным при решении преимущественно следующих диагностических задач:

• Определение подготовленности ребенка к обучению в школе. Приступая к этой задаче, следует, однако, иметь в виду, что эта подготовленность не является сколько‑нибудь однородным фактором. Она зависит не только от наследственных задатков и гармоничности процесса их созревания, но также и от опыта учебной работы ребенка в дошкольном учреждении и в семье, от специфических особенностей школы и выдвигаемых ею требований к знаниям, навыкам и свойствам обучаемого.

• Оценка возможных причин неуспеваемости школьника. Однозначное решение этой задачи на основе только результатов тестирования по WISCтакже не может быть найдено. Существует целый ряд причин, приводящих к неуспеваемости.

Таким образом, в рамках весьма обобщенной схемы (рис. 6) тест WISCчастично выявляет один из пяти возможных блоков причин. И кроме того, как показал опыт работы педагогов‑новаторов В. Н. Шаталова, С. Н. Лысенко вой и др., существенный вклад в неуспеваемость ученика привносится несовершенством методики преподавания.

• Обнаружение умственной отсталости ребенка. В той или иной степени обнаружение отсталости, существенно изменяющее характер обучения и жизни ребенка, может иметь место и при решении первых двух диагностических задач.

 

Рис. б. Структура психологических причин школьной неуспеваемости

К сожалению, само понятие «умственная отсталость» однозначно не определено. Так, X. Гроссман включает в него «функционирование интеллекта на уровне значительно ниже среднего, сопровождающееся недостаточностью адаптивного поведения и проявляющееся в течение всего периода развития» (цит. по: Анастази, 1982, с. 213). Умственно отсталым можно признать только такого ребенка, у которого «стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга» (Рубинштейн С. Я., 1970, с. 12). Причем для этого необходим весь набор признаков, перечисленных выше. Создавать внешнее впечатление отсталых могут плохо слышащие дети; дети, ограниченные по болезни в общении и активной деятельности; живущие в иноязычной среде; педагогически запущенные. Таким образом, внешне наблюдаемое (и в том числе регистрируемое интеллектуальными тестами) отставание в умственном развитии может иметь качественно различные причины. Собственно умственная отсталость, обусловленная органическими поражениями мозга, требует клинико‑психологических и медицинских средств диагностики. Временное отставание, связанное с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития в основном здорового ребенка, – объект диагностики и коррекционной работы школьного психолога.

Перечисляя трудности в решении названных выше психодиагностических задач, авторы адаптации методики отнюдь не собираются принижать возможности теста WISC.Более того, сведение к минимуму элементов субъективизма со стороны экспериментатора, повышение надежности и достоверности результатов тестирования особенно важны при работе с детьми. Тест WISCв достаточной мере отвечает этим требованиям. Однако, вместе с тем, специалист‑психодиагност должен предельно отчетливо сознавать психологически сложный характер тех феноменов, которые он берется исследовать, знать границы применимости конкретных тестов и выносить суждения о результатах тестирования и умственном развитии ребенка с подобающей корректностью и строго в границах своей профессиональной компетенции.

Характеристика теста

Факт появления теста WISCпредставляется научным парадоксом. До работ Д. Векслера существовала практика, при которой интеллектуальные тесты для взрослых создавались путем некоторого усложнения заданий в существовавших детских тестах. Д. Векслер признал эту практику неоправданной, в результате чего им была создана новая методика исследования интеллекта для взрослых (WAIS).Парадоксальным здесь является то, что тест WISCявляется не чем иным, как упрощенной копией WAIS.

Тест WISCсостоит из 12 субтестов, 11 из которых идентичны тесту WAIS.В настоящем руководстве названия субтестов для простоты работы психодиагноста даны такими же, как и в тесте для взрослых, а их нумерация оставлена оригинальной. Субтесты образуют вербальную и невербальную подгруппы. Испытуемому сначала предлагаются для решения все вербальные, а затем – все невербальные субтесты в порядке их номеров, обозначенных в регистрационном листе.

Ответы испытуемого на задания субтестов WISCчисленно оцениваются в соответствии с содержательными критериями для вербальных субтестов; с содержательными и скоростными критериями – для невербальных. Для удобства работы экспериментатора правильные ответы и скоростные лимиты ответов на невербальные задания указаны непосредственно в регистрационном листе к тесту.

Итоговые интеллектуальные показатели по испытуемому вычисляются с помощью нормативных таблиц (приложения 1–3), составленных по результатам тестирования 2200 детей с равной представленностью мальчиков и девочек. В оригинальном издании WISCданы таблицы к 33 возрастным группам. В отличие от теста для взрослых в WISCв возрастную группу входят испытуемые, возраст которых различается не более чем на 4 месяца. Принадлежность к той или иной возрастной группе определяется числом полных лет и полных месяцев, исполнившихся испытуемому на момент обследования. Обоснованность выделения групп испытуемых исходя из их паспортного возраста в отечественной литературе признается не всеми учеными. Так, сравнение интеллектуального развития одногодок, посещающих разные группы детского сада, и детей разного возраста, посещающих одну и ту же группу, показало, что более правильно было бы при построении нормативных таблиц исходить не из возраста ребенка, а из группы детского сада. Нельзя, однако, не признать, что при таком подходе возникает проблема отнесения к какой‑либо нормативной группе «домашних» детей, не посещающих детского сада.

Тест WISCпредназначен для оценки интеллектуального развития детей в возрасте от 5 до фактически 16 лет. Однако есть указание на то, что действительно информативными и надежными результаты тестирования становятся начиная с 7–8 лет.

Факторный анализ данных WISC,как правило, обнаруживает ту же факторную структуру интеллекта, что и у взрослых. Она слагается из таких обобщенных интеллектуальных функций, как вербальное понимание, восприятие пространства (перцептивная организация), память, иногда – умение сосредоточиваться.

В WISCвербальные и невербальные субтесты предъявляются в следующем перемежающемся порядке:

1. Осведомленность.

2. Недостающие детали.

3. Сходство.

4. Последовательные картинки.

5. Арифметический.

6. Кубики Косса.

7. Словарный.

8. Складывание фигур.

9. Понятливость.

10. Шифровка.

11. Повторение цифр.

12. Лабиринты.

Данное изменение способствует большему динамизму тестовой процедуры для испытуемого, делает ее менее монотонной, что особенно важно для детей младших возрастов. В отечественной литературе подчеркивается, что при использовании WISCв отношении дошкольников следует тщательно контролировать их эмоциональные реакции на тестирование. В большинстве таких случаев бывает целесообразным найти разумный компромисс между требованием единства внешних условий и процедуры тестирования и требованием приспособления к индивидуальным особенностям и эмоциональным состояниям испытуемого. У этой категории испытуемых более важно, чтобы были сохранены одинаковые внутренние, субъективные условия, чем одинаковые внешние, объективные условия. Влияние вне‑интеллектуальных факторов на результаты тестирования продемонстрировано экспериментально и на испытуемых более старшего возраста. В целом результаты более успешны, если:

• установить доверительные, неотчужденные отношения между испытуемым и экспериментатором;

• испытуемый находится не в стрессовом состоянии. Хотя здесь необходимо одно уточнение: максимальную успешность демонстрируют те, кто испытывают умеренной силы тревогу;

• перед тестированием испытуемый не был втянут в неприятные события;

• экспериментатор регулярно сообщает испытуемому об успехе в решении субтестовых задач.

Поскольку состав субтестов существенно не изменился по сравнению с WAIS,усовершенствованную процедуру предъявления субтестов экспериментатор может при необходимости использовать и при работе с WISC.

В усовершенствованной версии отчетливо разграничены так называемые основные и дополнительные субтесты. К последним относится вербальный «Запоминание цифр» и невербальный «Лабиринты». Дополнительные субтесты используются в двух случаях:

1) в качестве дополнения к основным субтестам при наличии свободного времени, при хорошем самочувствии и достаточной мотивированности испытуемого к продолжению тестирования. Оценки по дополнительным субтестам повышают надежность получаемых результатов, но в вычислении итоговых показателей участвуют опосредованно: в расчетах используется сумма баллов по всем шести субтестам (вербальным или невербальным), умноженная на дробь 5/6;

2) для замены любого одного из основных субтестов, если тестирование по нему благодаря стечению каких‑то обстоятельств оказалось невозможным или нецелесообразным. В этом случае для расчета итоговых показателей берется сумма баллов по четырем основным и одному дополнительному субтестам.

Перечисленные правила применяются и в WISC.Как и для большинства сложных тестов, по отношению к WISCпроводилась работа по созданию кратких форм с целью экспресс‑диагностики. Наиболее хорошо показало себя в этом плане сочетание двух субтестов: «Словарный» и «Кубики Косса». В принципе это подтверждается и отечественными исследованиями. Так, отмечается высокая сила связи оценки по субтесту «Кубики Косса» с итоговым невербальным показателем и ее роль системообразующего фактора в структуре невербального интеллекта.

В адаптированном варианте WISCбыли заменены частично или полностью те задания, которые по своему содержанию не соответствовали историческим, культурным или социальным условиям нашей страны. При полной замене содержания в новом тексте задания сохранялась та область знаний и ориентировочная степень его трудности, к которым относилось в оригинале старое задание.

Основные изменения были проведены в вербальных субтестах: «Понятливость», «Осведомленность», «Словарный», несколько меньше – в «Сходство». Контрольные ответы к субтестам 1, 2, 4 и 5 в большинстве случаев созданы заново преимущественно на основании обобщения ответов испытуемых.

Для проверки надежности адаптированного теста А. Ю. Панасюк сопоставил результаты тестирования группы здоровых детей (75 человек) в возрасте 6‑13 лет и группы умственно отсталых в стадии дебильности (67 человек) того же возраста. При таком сопоставлении обнаружились следующие два факта:

1) оценки здоровых детей полностью укладываются в нормативы, предложенные Д. Векслером;

2) данные здоровых и умственно отсталых детей статистически высокозначимо (р < 0,001) различаются как по субтестовым, так и по итоговым оценкам (см. приложение 5).

Таким образом, идентичность оригинального и адаптированного вариантов WISCв первом приближении можно считать установленной, а использование нормативных таблиц Д. Векслера – оправданным.

По мере распространения адаптированной WISCв практике психодиагностики в публикациях стали появляться указания на некоторые недостатки адаптации. Однако они носят весьма неконкретный характер либо таковы по смыслу, что могут быть отнесены к любому, в том числе и неинтеллектуальному тесту.

В практической работе с тестом WISCсложился ряд рекомендаций, повышающих надежность и информативность обследования.

• По истечении лимита времени не прерывать испытуемого, если он заинтересованно продолжает искать решение задачи.

• При повышенной утомляемости (истощаемости) испытуемого провести обследование в ходе нескольких встреч с ним.

• В субтесте «Арифметический», если у испытуемого возникли трудности, можно попросить его вслух проговорить ход решения. При этом легче обнаружить психологическую причину его неуспеха.

• В субтесте «Последовательные картинки» целесообразно попросить испытуемого объяснить смысл составленной им последовательности. Тем самым обнаруживаются логичность и обоснованность умозаключений испытуемого, а также способность улавливать юмористические аспекты ситуации (например, в серии «Пикник»), которая сама по себе дифференцирует здоровье от умственной отсталости.

• В субтесте «Лабиринты» следует различать три возможных типа нарушений: слабость координации и самоконтроля (испытуемый быстро действует, допуская большое количество ошибок); двигательная заторможенность (медлительность при безошибочности действий); слабая планируемость действий (испытуемый перебирает варианты действий в случайном порядке).


[1] Текст методики дается по: Тест исследования интеллекта для детей (WISC). СПб.,1991.

Читайте также Опыт применения теста WISC

 

Категория: Маргарита Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей | Добавил: Alenk@ (11.05.2013)
Просмотров: 3459 | Теги: интеллектуальное развитие детей, методика Векслера WISC, тест WISC, дети 5-16 лет
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Это интересно
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 73
Друзья сайта
Космический реминерализатор RemarsGel (РемарсГель) доктора Холодова Разное Create a free website Rating All.BY
Счётчики
Яндекс.Метрика Рейтинг сайтов и каталог. Количество посетителей всего, за день Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
Google