Actionteaser.ru - тизерная реклама
Всё для всех - медицина
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Как преодолеть чувство беспокойства [2]
В книге Дейла Карнеги даются проверенные на практике рекомендации по устранению чувства тревоги, беспокойства.
Основные положения, которые необходимо знать о чувстве беспокойства [3]
Основные положения, которые необходимо знать о чувстве беспокойства, описанные в книге Дейла Карнеги
Основные методы анализа чувства беспокойства [3]
Основные методы анализа чувства беспокойства, описанные в книге Дейла Карнеги
Как изжить привычку к беспокойству прежде, чем оно надломит вас [6]
Как изжить привычку к беспокойству прежде, чем оно надломит вас в книге Дейла Корнеги
Семь правил выработки такого умонастроения, которое принесет вам душевное спокойствие и счастье [7]
Семь правил выработки такого умонастроения, которое принесет вам душевное спокойствие и счастье в книге Дейла Корнеги
Как уберечь себя от беспокойства из-за критики [2]
Как уберечь себя от беспокойства из-за критики в книге Дейла Карнеги
Дейл Карнеги Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей [4]
Эта книга поможет вам приспособиться в окружающем мире
Девять советов, как извлечь наибольшую пользу из этой книги. [1]
Девять советов, как извлечь наибольшую пользу из этой книги.
Основные приемы при сближении с людьми [3]
Основные приемы при сближении с людьми
ЛИЗ БУРБО. Чувственность и сексуальность. [66]
Откровенные ответы на свои самые болезненные вопросы, касающиеся интимной жизни.
Шесть способов располагать к себе людей. [7]
Шесть способов располагать к себе людей в книге Дейла Карнеги
ЛИЗ БУРБО.Половое влечение [18]
ЛИЗ БУРБО.Половое влечение
ЛИЗ БУРБО.Обязательства и верность [20]
ЛИЗ БУРБО.Обязательства и верность
ЛИЗ БУРБО Эдипов комплекс [13]
ЛИЗ БУРБО Эдипов комплекс
ЛИЗ БУРБО Гомосексуализм [13]
ЛИЗ БУРБО Гомосексуализм
ЛИЗ БУРБО.Инцест и изнасилование [24]
ЛИЗ БУРБО.Инцест и изнасилование
ЛИЗ БУРБО.Болезни и расстройства [15]
ЛИЗ БУРБО.Болезни и расстройства
Маргарита Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей [43]
Маргарита Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей
Популярные методики и тесты в психологии [109]
Психология почерка [34]
Предлагаемый материал основан на экспертных знаниях, личном профессиональном опыте и преподавательской деятельности
Психологические рисуночные тесты [52]
По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания.
Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей [30]
В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических причин нарушений поведения у детей различных возрастов, разработки программ психопрофилактики и коррекции
Общая психология [117]
Психология.Конфликты [21]
Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники – словом, все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
Семейная психология [2]
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умениинаправлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.
Форма входа
Поиск
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Новинки на сайте
Главная » Статьи » Психология » Маргарита Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей

Клинико‑психологический метод оценки интеллектуального развития детей.Этапы диагностики

Клинико‑психологический метод оценки интеллектуального развития детей

Этапы диагностики

Деятельность клинического психолога в области психологической диагностики состоит из четырех этапов.

На первом этапе(предварительном) осуществляется сбор информации о ребенке. Для этих целей клинический психолог использует различные экстенсивные методы.

Анамнестический метод,включающий совокупность сведений медицинского, психологического, социального, педагогического характера. Анамнез обычно заполняется со слов родителей по специально разработанной схеме, которая определяется спецификой данного лечебного или консультативного учреждения, конкретными целями и задачами. В анамнез включаются:

• общие сведения о ребенке (состав семьи, социальный статус родителей, причины обращения за консультацией и т. д.);

• сведения о протекании беременности (наличие токсикозов, угрозы выкидыша, заболевания матери, профессиональные вредности, стрессовые ситуации и т. д.);

• сведения о родах (доношенность – недоношенность, родовые травмы, асфиксия, стимуляция родов, продолжительность родов, оценка по шкале Апгар и др.);

• раннее развитие ребенка (начало сидения, ходьбы; гуление, лепет, время появления первых слов и фразовой речи, заболевания ребенка, травмы головы, обмороки, припадки, тики, нарушения сна и т. д.);

• диспансерный учет (указывается, у каких специалистов и в течение какого периода ребенок состоял на диспансерном учете);

• характерологические особенности ребенка (спокойный – беспокойный, общительный – замкнутый, агрессивный – добродушный и т. д.);

• посещение детских учреждений (ясли, детский сад, школа, различные кружки с указанием профиля и психологических трудностей адаптации в детском коллективе, а также проблем в обучении).

Метод изучения медицинской документации(медицинская карта из детской поликлиники, выписка из истории болезни, результаты медицинского обследования у специалистов различного профиля, беседа с лечащим врачом).

Метод анализа психолого‑педагогических характеристик(из дошкольных или школьных учреждений). В отдельных случаях возникает необходимость беседы с воспитателями или учителями школы.

Метод изучения продуктов деятельности ребенка(детские рисунки, различные поделки, школьные тетради и т. д.).

Первый этап в работе детского клинического психолога позволяет ему сформулировать гипотезу о патогенезе, времени воздействия повреждающего фактора, динамике течения болезни, личностных особенностях ребенка, характере семейного воспитания и т. д.

Этот анализ истории развития ребенка позволяет подготовиться ко второму этапудиагностической работы с использованием методов беседы и наблюдения. Эти методы также относятся к экстенсивным. Они позволяют уточнить многие выводы, сделанные психологом на первом этапе, и на их основе осуществить адекватный подбор экспериментального аппарата исследования. Отличительной особенностью беседы и наблюдения в детской клинической психологии является направленность не только на ребенка, но и на родителей.

На основе предварительно сформулированной гипотезы о психическом дизонтогенезе в развитии ребенка составляется план беседы с ребенком и его родителями.

 

Важнейшей задачей первого психологического контакта является создание атмосферы доверия как со стороны родителей, так и со стороны ребенка. Особенно это касается детей с трудностями в общении, в речевом развитии (мутизм, аутизм, заикание). В таких случаях психолог применяет различные индивидуальные приемы, облегчающие вхождение в контакт с ребенком: игровые методы, рисование, чтение или рассматривание картинок в книге, присутствие родителей (если ребенок боится оставаться один в кабинете).

Присутствие родителей может быть особенно полезно с точки зрения наблюдения за особенностями взаимодействия ребенка с родителями, стиля воспитания в семье.

В процессе планомерного наблюдения психолог обращает внимание на следующие особенности ребенка:

• внешний вид, голос, речевое поведение, фоновое состояние, эмоциональные реакции, особенности конституции;

• способ поведения (активность – пассивность, общение – уклонение от общения, организованность – хаотичность, отношение к себе, к родителям и т. д.);

• мотивированность (заинтересованность) ребенка процессом и результатом игровой или специально организованной деятельности, его самооценка, уверенность – неуверенность в себе, отношение к ошибкам, неудачам, оценкам психолога и т. д.;

• работоспособность, сосредоточенность внимания, пластичность – ригидность мышления, понимание обращенной речи, индивидуальный когнитивный стиль деятельности и т. д.

Выводы, которые делает психолог на основе наблюдения, уточняются и дополняются в беседе с родителями:

• поведение ребенка в домашней обстановке, в детском саду или школе;

• взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми;

• предпочтительные виды деятельности, особенности реагирования на различные воспитательные воздействия и т. д.

Вторая важнейшая задача беседы с родителями – разъяснение назначения обследования, формирование установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребенка. В этом смысле второй этап диагностики является в каком‑то отношении и терапевтическим.

В результате использования методов беседы и наблюдения психолог более четко формулирует клинико‑психологическую проблему в развитии ребенка, уточняет причины и время воздействия неблагоприятных факторов (биологического, социального характера), составляет психологический портрет ребенка и намечает пути собственно диагностической работы, что позволяет перейти к третьему этапу.

На третьем этапеклинический психолог, используя различные интенсивные методы (патопсихологические, психометрические, ней‑ропсихологические, тесты, опросники, проективные методы), решает задачи, сформулированные на первых двух этапах диагностики.

На третьем (собственно диагностическом) этапе для психометрической оценки уровня интеллектуального развития ребенка я рекомендую следующие методики:

• для детей от рождения до 2 лет – стандартизированное наблюдение, оценка хода развития ребенка в обыденной жизни и сравнение показателей со сред ненормативными для каждого возрастного этапа;

• для детей от 2 до 3 лет – игровая методика Стребелевой для комплексной оценки интеллектуального развития ребенка;

• ребенок от 3 до 4 лет обследуется по широко известной методике Стэнф орд – Би не;

• ребенок от 4 до 6,5 лет – методика WPPSI;

• ребенок от 6,5 лет – методика Векслера WISC.

Все эти методики приведены в части 3.

Четвертый этап в диагностической работе – анализ, сопоставление и обобщение результатов, полученных на третьем этапе, и написание заключения. Это самый сложный этап в диагностике, так как требует от психолога высокого уровня профессионализма, знаний не только в непосредственной области клинической психологии, но также и в смежных областях, особенно в медицине, и главное – наличия опыта.

Для повышения степени надежности психологического заключения рекомендую использовать определенную последовательность оценки уровня интеллекта.

I. Количественная о ценка у ровня интелл екту ал ьно го развития; ко – эффициент интеллекта (IQ) –общий, вербальный, невербальный. Соотнесение полученного IQс классификацией уровня интеллекта (эта классификация была приведена в части 1).

II. Анализ «интертестового разброса» – определение степени равномерности показателей вербального и невербального интеллекта. Расхождение между ними в 15 и более баллов следует считать диагностически значимой величиной, на что указывал и сам Д. Векслер.

III. Выявление «сохранных» и «западающих» звеньев в структуре интеллектуального развития, то есть выявление психических функций, которые развиты у ребенка достаточно хорошо и соответствуют возрастной норме либо отстают, либо превосходят ее.

IV. Факторный анализ результатов по трем блокам:

1) вербальное понимание (субтесты «Словарный запас», «Осведомленность», «Понимание», «Нахождение сходства»);

2) перцептивная организация (субтесты «Сложение кубиков», «Последовательные картинки», «Недостающие детали»);

3) память (субтесты «Арифметический», «Запоминание цифр»). Эти факторы выявлены для теста WISC(Анастази).

V. Анализ «интратестового разброса», то есть соотношения оценок внутри каждого субтеста. Интерпретируются особенности выполнения ребенком каждого субтеста в зависимости от трудности их выполнения или каких‑то специфических особенностей (например, необходимость работать в условиях лимита времени, то есть на скорость) и т. д.

VI. Качественный анализ индивидуальных особенностей ребенка при его тестировании. Этот уровень предполагает оценку процесса выполнения ребенком того или иного задания.

Опыт работы с тестами WPPSIи WISCпозволил сформулировать ряд положений по качественному клинико‑психологическому анализу индивидуальных особенностей поведения и деятельности обследуемого ребенка. Такой качественный анализ позволяет значительно обогатить диагностические возможности тестов и наряду с количественной оценкой не только более точно ставить психологический диагноз, но и осуществлять прогноз и намечать пути психо‑коррекционной работы с ребенком, имеющим проблемы в развитии.

В качественном анализе при работе с методиками WPPSи WISCцелесообразно выделить следующие аспекты:

• особенности общения ребенка с психологом: легко ли вступает в контакт, задает ли вопросы и какие и т. д. При квалификации дефекта необходимо иметь в виду, что низкие качественные показатели по вербальной шкале могут являться следствием речевого недоразвития;

• мотивационные особенности поведения: с интересом ли работает ребенок, как он реагирует на успех или неудачу, как оценивает свои результаты;

• динамические характеристики деятельности: импульсивность, заторможенность, медлительность, истощаемость; например, медлительный ребенок может не укладываться во временные рамки и, таким образом, иметь низкие результаты;

• особенности внимания: отвлекаемость, колебания внимания, показатели самоконтроля;

• характеристики моторики: быстрота движений, координация, мышечный тонус и т. д.;

• речевые проявления: уровень понимания речи, трудности произношения, несформированность фразовой речи, речевая инертность и др.;

• способы выполнения заданий: неадекватные, метод проб и ошибок, хаотичность действий и т. д.

Таким образом, количественная и качественная оценки выполнения ребенком заданий тестов WPPSIи WISCвзаимно дополняют друг друга. С одной стороны, низкий балл указывает на неблагоприятное положение обследуемого среди группы сверстников, а тщательный разбор применяемых им способов решения и допускаемых ошибок позволяет определить структуру и характер имеющихся интеллектуальных нарушений; с другой – при помощи качественного анализа имеется возможность выявить различные типы нарушения интеллектуальной деятельности, а на основе количественной оценки установить их степень. Это позволяет своевременно поставить клинический диагноз, определить психологическую структуру дефекта и разработать комплексную психокоррекционную программу.

Особое значение имеет клинико‑психологическая диагностика интеллектуального развития дошкольников и школьников с помощью методик WPPSIи WISCдля работы психолого‑медико‑педагогических комиссий, когда принимается решение о том, какой тип дошкольного или школьного учреждения является наиболее оптимальным для ребенка.

Диагностические признаки среднегрупповых профилей интеллекта указывают лишь на общую тенденцию в особенностях структуры интеллекта группы детей с ЗПР или группы здоровых детей, но не могут быть применены ко всем индивидуальным случаям.

Профили, чаще наблюдающиеся при ЗПР, могут встречаться также и в норме, и наоборот. Конфигурацию профиля могут модифицировать индивидуальные особенности при ЗПР, индивидуальные особенности сохранных звеньев интеллекта, различные фоновые факторы (личностные особенности, возраст, пол, средовые влияния и др.). Практически невозможно получить репрезентативную группу, однородную по всем указанным параметрам.

Поэтому трактовка тестовых результатов часто невозможна без качественного клинико‑психологического, индивидуального анализа каждого случая.

Таким образом, качественный анализ особенностей работы ребенка позволяет более глубоко понять, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы у него хуже всего, за счет каких может происходить компенсация, то есть выявить «западающие» и «сохранные» звенья психического развития.

Категория: Маргарита Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей | Добавил: Dmitrii (06.05.2013)
Просмотров: 2589 | Теги: клинико‑психологический метод, оценка интеллекта, этапы диагностики, дети, интеллект
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Google
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 81
Друзья сайта
Космический реминерализатор RemarsGel (РемарсГель) доктора Холодова Разное Create a free website
Счётчики
Яндекс.Метрика Рейтинг сайтов и каталог. Количество посетителей всего, за день Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика