Клинические примеры по результатам исследования интеллекта детей и подростков
Клинический пример 1 (ребенок с умственной отсталостью)
Юля Ш., 9 лет 1 месяц, обучается второй год в первом классе
по общеобразовательной программе. Направлена в Центр «Здоровье» в связи с
трудностями в усвоении школьной программы.
Два года назад прошла комплексное медико‑психолого‑педагогическое
обследование в Центре «Здоровье». По результатам обследования на ПМПК было
рекомендовано обучение ребенка в коррекционной школе для детей с умственной
отсталостью. Однако родители не согласились с таким решением и отдали ребенка в
массовую школу.
Семья полная, трое детей, Юля – младший ребенок в семье.
Брат матери учился во вспомогательной школе.
Из школьной характеристики:девочка приходит в школу с
невыполненными домашними заданиями. К урокам не готова (забывает дома тетради,
ручки и т. д.). На уроках пассивна, отвлекается, играет, мешает соседу по
парте. Взаимоотношения со сверстниками дружеские. Девочка добрая и контактная.
Из анамнеза:беременность – IX, роды – IV, у матери –
хронический пиелонефрит; несовместимость крови матери и ребенка; кесарево
сечение; ягодичное предлежание, в родах асфиксия. Раннее развитие: в течение
первого года жизни состояла на учете у невропатолога с диагнозом перинатальная
энцефалопатия (ПЭП).
Обследование в Центре
Логопед:ОНР III уровня. Моторная функциональная
дислалия. Смешанная дисграфия.
Невролог:ПЭП, резидуально‑органическое поражение
головного мозга перинатального генеза с нарушением формирования высших корковых
функций.
ЭХО‑ЭГ –внутричерепная гипертензия.[1] ЭЭГ – умеренно выраженная дисфункция стволовых
структур.
Психолог.Первое обследование по WISCдва года
назад показало, что интеллектуальное развитие ребенка снижено (общий IQ –72,
вербальный – 75, невербальный – 75). Клинико‑психологический анализ подтвердил
диагноз – умственная отсталость легкой степени.
В настоящее время у девочки выработалось стойкое отвращение
к процессу обучения, любые интеллектуальные задания она воспринимает крайне
негативно: отказывается отвечать на вопросы или говорит: «Не знаю», «Не хочу» и
т. д. Не может пересказать даже простой текст. Не знает ни одного
стихотворения.
Повторное тестирование no WISC.Определение сходства в
предметах почти недоступно. Воспроизводит по памяти только четыре элемента (в
прямом порядке) и два – в обратном. Последовательность событий (в картинках)
логически не отражает. При сложении кубиков и фигур из разрезных частей ведет
себя пассивно, интереса не проявляет. Внимание концентрирует с трудом, медленно
переключается с одного вида деятельности на другой. Подсказки и помощь не
усваивает.
Поведение:тихая, спокойная, слегка заторможенная.
Любит рисовать, раскрашивать картинки, играть в куклы. Учебная мотивация
отсутствует, игровая деятельность примитивная (на уровне 4‑5‑летнего ребенка).
Несмотря на повторное обучение в первом классе, необходимыми учебными навыками
не овладела: чтение на уровне простых слогов (му‑му, ко‑ко и т. д.), навык
письма не сформирован.
Любит заниматься домашним хозяйством: убирается в квартире,
моет посуду и т. д. Бытовые навыки по уходу за собой хорошие
(самостоятельно следит за своей одеждой, умывается, причесывается и
т. д.).
Второе обследование по WISCпоказало, что результаты
стали даже ниже, чем два года назад (общий IQ –66, вербальный – 70,
невербальный – 68). Снижение результатов связано с формированием вторичных
дефектов (негативное отношение к процессу обучения и др.) на фоне первичного
дефекта (умственная отсталость).
Диагноз:легкая степень умственной отсталости.
Дефектолог:счет в пределах десяти с ошибками, состав
числа не усвоен. Путает времена года, дни недели, месяцы. Пятый лишний не
определяет. Подтверждение диагноза. Повторное обследование на ПМПК.
Диагноз:резидуально‑органическое поражение головного
мозга перинатального генеза. ОНР – III уровня. Моторная функциональная
дислалия. Гипертензионный синдром. Семейно‑педагогическая запущенность.
Интеллект – легкая умственная отсталость.
Рекомендовано:обучение по программе вспомогательной
школы.
Теперь родители согласились с этим решением, так как
убедились в том, что их ребенку требуется специальное коррекционное обучение.
Клинический пример 2 (одаренный ребенок)
Алеша А., 11 лет 5 месяцев, обучался в шестом классе
общеобразовательной школы. Причина обращения в Центр – плохое поведение в
школе.
Из школьной характеристики:талантливый, умный, но
учится ниже своих возможностей, так как неусидчив и недисциплинирован.
Чрезмерно активный, часто нарушает правила поведения для учащихся, опаздывает
на уроки.
Из анамнеза:у матери беременность III, роды I,
токсикоз в течение первой и второй половины беременности, угроза выкидыша.
Кесарево сечение, родовая травма, асфиксия. Вес – 3500, рост – 51 см.
Раннее развитие: начало сидения – 7 месяцев, ходьбы – 11 месяцев, первые слова
– до 1 года, фразовая речь – с 1,5 лет. Состоял на учете у невропатолога до 1
года.
Семья:полная, гармоничная. Мать и отец активные,
творческие люди. По сознательному решению родителей ребенок не посещал
дошкольные учреждения.
Обследование в Центре
Логопед:нарушение произношения характера стертой
дизартрии и механической дислалии.
Невролог:астено‑невротический синдром, синдром вегето‑сосудистой
дистонии, в связи с чем дана справка для школы с предоставлением одного
свободного дня в неделю от занятий до конца учебного года.
ЭХО‑ЭГ:признаки внутричерепной гипертензии выраженной
степени.
ЭЭГ:предположительно наличие гемодинамических
изменений в вертебазилярном бассейне (сплетение сосудов шейного отдела).
Рекомендована ультразвуковая томографическая диагностика.
Психолог:ребенок учится в данной школе около года, до
этого учился в школе с углубленным изучением английского языка в другом районе,
пока семья не переехала на новое место жительства. Почти сразу начались
проблемы с поведением, стал хуже учиться: оценки снижали за опоздания, за то, что
что‑то забывал, отказывался выполнять какие‑то задания, а чаще – за шумное
поведение. Маму экстренно вызвали в школу и предложили забрать ребенка. Мальчик
не ходил в школу около двух месяцев. Ребенок выглядит старше своего возраста,
свободно общается, удивляет зрелостью суждений. Увлекается музыкой, спортом;
является чемпионом города в своей возрастной категории по горным лыжам, делает
успехи в фехтовании. Занимается скульптурой в Мухинском училище и т. д.
Везде отмечают его способности.
В среде сверстников пользуется популярностью, стремится быть
лидером. Однако часто возникают конфликты, дети не всегда его понимают.
Предпочитает общение со взрослыми, часто ездит с родителями в творческие
командировки, участвует на равных в их разговорах.
Обследование по тесту WISCпоказало интеллектуальную
одаренность: общий IQ– 139, вербальный – 144, невербальный – 127.
По всем субтестам, за исключением «Шифровки», результаты
находятся на уровне выше возрастной нормы. Особенно высокими являются
результаты по вербальному интеллекту («Осведомленность», «Арифметический»,
«Сходство»).
Хорошая память (воспроизводит 8 элементов в прямом порядке и
4 – в обратном). В невербальных субтестах показывает высокий уровень
восприятия, наблюдательности, логического мышления, конструктивных
способностей. Функции внимания (концентрация, быстрота переключения,
распределения, а также зрительно‑двигательная координация) развиты чуть выше
среднего уровня.
В результате комплексного медико‑психолого‑педагогического
обследования была рекомендована школа повышенного уровня – гимназия. Проведена
беседа с мамой, завучем и психологом гимназии. Даны рекомендации по
индивидуальному подходу к ребенку с учетом его нервно‑психических и личностных
особенностей.
Через месяц получена информация от психолога гимназии:
мальчик очень доволен, принят в классе, не опаздывает, получил несколько
пятерок.
Клинический пример 3 (ребенок с ЗПР)
Виктор К., 7 лет 8 месяцев, учащийся первого класса массовой
школы. Направлен на обследование администрацией школы в связи с низкой
успеваемостью.
Анамнез:первая половина беременности протекала у
матери с токсикозом; несовместимость групп крови у матери и ребенка. Роды
срочные, со стимуляцией, продолжительность – больше 24 часов. Вес ребенка –
3600, рост – 53 см. Раннее развитие: фразовая речь появилась в 2 года 3
месяца. До 1 года и после не болел, посещал массовый детсад.
Мальчик воспитывается в полной семье (родители имеют среднее
образование), единственный ребенок.
Обследование в Центре
Логопед:остаточные проявления задержки речевого
развития, моторная функциональная дислалия, дисграфия на почве несформиро‑ванности
анализа и синтеза речевого потока. Предпосылки аграмма‑тической дисграфии.
Невролог:очаговой неврологической симптоматики не
выявлено. Однако не исключается резидуальная недостаточность.
ЭХО‑ЭГ:в пределах границы нормы.
ЭЭГ:общие умеренные изменения биоэлектрической
активности головного мозга с умеренной дисфункцией стволовых структур на
мезенцефальном уровне. Альфа‑ритм четкий, сформирован. Акцент «МВ» над
центрально‑теменно‑затылочной областью больше выражен над правой гемисферой.
Психолог:из беседы с мамой мальчика выяснилось, что
родители мало уделяли внимания ребенку: до трех лет он жил с бабушкой в
деревне. Отец очень жесткий, к сыну относится без теплоты и сочувствия,
считает, что иначе он не вырастет «мужчиной». В целом стиль воспитания в семье
«попустительский», «холодный». Мама не понимает серьезности ситуации с ребенком
и надеется на репетиторов по математике, русскому языку и т. д.
Психический статус ребенка:скрытый левша, не
дифференцирует правую‑левую сторону. Легко вступает в контакт, поведение
адекватное. К беседе и тестированию отношение заинтересованное. Практически не
владеет техникой чтения, знание букв неустойчивое. Письмо с пропусками букв.
Речь с искажением произношения звуков, анализ речевого потока не сформирован,
неправильно образует притяжательные прилагательные (голова – «кошья»,
«петушья», «курячикая»). Не дифференцирует количество элементов, сходные
элементы.
Отвлеченный счет только на наглядном материале. Состав числа
не усвоен. С трудом и с помощью называет соседние числа в пределах 5, прямой и
обратный счет в пределах 10. К 4 прибавил 2 правильно, но считая на пальцах.
Задания «с подвохом» не решает. Детских книг не знает. Вспоминает некоторые
сказки для ребенка 4–5 лет, но и они усвоены из телепередач.
Крайне мал запас сведений об окружающем: не знает, где
отдыхал летом, путает города, не знает названий станций метро и т. д.
Словарный запас маленький, память снижена (смог повторить только четыре цифры в
прямом порядке, а в обратном не мог повторить даже две цифры). Снижена скорость
переключения внимания, зрительно‑двигательная координация нарушена,
произвольное внимание (субтест «Шифровка») – на низком уровне. С
конструктивными заданиями справляется лучше, чем с вербальными.
Обращает на себя внимание сниженный уровень понимания
инструкций (практически все инструкции требовали повторения), задания выполняет
только после подсказок или показа. Обучаемость и зона ближайшего развития
снижены (например, смог повторить 2 цифры в обратном порядке только после шести
подсказок).
У мальчика низкая самооценка, неуверенность в себе
(проявляет нервозность из‑за боязни неуспеха).
В процессе выполнения интеллектуальной деятельности
проявилась повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы (требовались
перерывы для отдыха), продуктивно работает не больше 15 минут.
Интеллектуальный профиль неравномерный: вербальный IQ –85,
невербальный – 93, общий – 88, что соответствует ЗПР.
На уровне возрастной нормы развиты психические функции,
обеспечивающие эффективность выполнения нескольких субтестов: «Последовательные
картинки», «Недостающие детали», «Кубики». Снижение показателей по субтестам
«Осведомленность» и «Словарный запас» может объясняться неблагоприятным воздействием
микросоциального окружения и задержкой речевого развития.
Таким образом, интерпретация психологического профиля
испытуемого Виктора К., индивидуальной структуры интеллектуальной деятельности
с учетом данных анамнеза, клинических показателей и т. д. позволяет
сделать следующие выводы о западающих и сохранных звеньях интеллекта:
• западающие звенья: вербально‑логическое мышление,
активное внимание, кратковременная память, контроль движений;
• сохранные звенья: наглядно‑образное мышление,
зрительное восприятие, пространственный анализ.
Необходимо учитывать преимущественно положительное отношение
ребенка к игровым формам занятий, эмоциональный отклик на похвалу, поддержку,
поощрение.
На ПМПК – рекомендация о переводе ребенка для обучения в
школу для детей с ЗПР; занятия со школьным логопедом и психологом.
С результатами обследования ознакомлены психолог школы,
учитель, родители. Разработана программа психологической, в том числе
интеллектуальной, коррекции; в помощь родителям предложены развивающие упражнения
и игры для ребенка; проведено обсуждение с учителем рекомендованной школы
методов индивидуального подхода к ребенку в процессе обучения.
Прогноз школьной адаптации благоприятный. |