Интеллектуальное развитие, диагностика интеллекта, психологическая оценка интеллекта
«Интеллектуальное развитие», «диагностика интеллекта», «психологическая
оценка интеллекта» – все эти выражения связаны с сильным энергетическим,
эмоциональным зарядом слова «интеллект». Человек может смириться, достаточно
спокойно принять заключение психолога о недостаточной степени развития у него
любого психического процесса – памяти, восприятия, воображения и т. д., но
информацию о недостаточном интеллектуальном развитии он будет переживать крайне
негативно. Каждому хочется прослыть умным и услышать то же о своих детях. Таким
образом, слово «интеллект» несет в себе личностную и социальную ценность.
Наверное, поэтому в течение многих десятков лет ведутся оживленные, а подчас и
ожесточенные споры о том, что же такое интеллект и как его оценивать. Особенные
страсти разгораются в отношении тестов интеллекта.
В 20‑30‑е гг. XX в. неоднократно предпринимались
попытки законодательно запретить тестирование интеллекта и не только в нашей
стране, но и в фашистской Германии и даже значительно позже (в 1979 г.) в
США, правда, только в одном штате Калифорния. Судья из Сан‑Франциско заявил,
что использование тестов /(}для определения темнокожих детей в классы для
отстающих было нарушением конституции штата.
По этому поводу известные англо‑американские психологии
высказали следующие соображения: различия в достижениях и способностях,
измеряемые такими тестами, не создаются тестами, и любая попытка решить
проблему на основе квот по сути является расистской и лишает человека права
быть индивидуальностью (Айзенк, 2004).
Таким образом, можно говорить о том, что тест есть всего
лишь инструмент, с помощью которого можно определить степень развития
интеллекта, и все зависит от того, в чьих руках окажется этот инструмент.
Недаром в отечественной психологии используются такие метафоры: «тест как
оружие» (Шмелев, 2004), «тест как скальпель» (Сергиенко, 2004). В неумелых
профессиональных руках тест – это вредоносное оружие, в руках настоящего
профессионала – средство оказания помощи, излечения.
Не прекращается полемика вокруг тестов интеллекта и в
настоящее время. Так, во время острой дискуссии, развернувшейся на страницах
журнала Высшей школы экономики «Психология» в 2004 г. (№ 2, 4),
ведущие специалисты в области психодиагностики высказывали различные точки
зрения на измерение интеллекта, подчас диаметрально противоположные.
Правда, все участники дискуссии пришли к согласию в одном:
не само использование тестов интеллекта должно подвергаться сомнению, а
границы, правила его использования, профессионализм психолога, использующего
тест. «Наивно думать, что умение провести тестирование и обработать полученные
результаты – это все, что требуется психодиагносту. Попытки же ставить диагноз
по результатам одной методики и использовать их для безоговорочных рекомендаций
– это проявление непрофессионализма», – заявила во время дискуссии М. К. Акимова
(Акимова, 2004).
Таким образом, невозможно обойти вниманием этические
вопросы, касающиеся того, кто может проводить тестирование интеллекта и каких
правил должен придерживаться психолог в своей работе, в частности с детьми.
В своей практической работе психолог должен
руководствоваться Международными профессионально‑этически ми стандартами,
принятыми психологами во всех демократических странах. Одной из центральных
проблем этики психолога является проблема его взаимоотношений с человеком,
обратившимся за психологической помощью.
Вопрос этических норм и деонтологических принципов в
профессиональной деятельности медицинских (клинических) психологов наиболее
широко обсуждается в книге Л. И. Вассермана и О. Ю. Щелково й (Вассерман,
Щелкова, 2003). Остановлюсь на двух этических принципах практических
психологов, занимающихся психологической оценкой интеллектуального развития
детей.
Принцип компетентности
Заниматься психологической оценкой интеллекта детей могут
только профессиональные психологи, которые имеют соответствующую квалификацию,
специальную подготовку в области общей, возрастной и клинической психологии, а
также опыт работы (не менее года) с тестами интеллекта. Психолог должен
проявлять скрупулезность и тщательность при соблюдении стандартных требований, предусмотренных
конкретным тестом: точное следование инструкции, знание стандартных процедур,
контроль условий тестирования, точный подсчет количественных данных. Только это
поможет сделать результаты, получаемые разными психологами при использовании
одного и того же теста, сопоставимыми.
Грамотная интерпретация тестовых показателей на основе
методологических принципов требует от психолога фундаментальной подготовки не
только в области психодиагностики, возрастной и клинической психологии, но
также и в смежных областях (например, для клинического психолога необходимы
общие представления в области дефектологии, медицины).
Не допускается выносить суждение об уровне интеллектуального
развития ребенка только по показателям IQ.Необходимо использовать
клинико‑психологический метод, включающий знание истории развития ребенка, его
анамнеза, особенностей семейного воспитания, социально‑экономический статус
семьи и многие другие аспекты его жизни и развития, о которых идет речь на
страницах этой книги.
На показатель интеллекта ребенка могут оказывать влияние его
индивидуально‑психологические особенности (стеснительность, тревожность,
неуверенность в себе и т. д.), а также неблагоприятные состояния ребенка
(плохое самочувствие, страх при общении с незнакомым человеком и т. п.).
Профессионализм психолога проявляется в корректном подборе
методического аппарата исследования, оптимально подходящего как для той цели, с
которой проводится тестирование, так и для возраста тех лиц, которых предстоит
тестировать. Например, школьному психологу совсем не обязательно обследовать
ребенка с помощью теста Векслера, требующего больших временных затрат. Главный
вопрос, который должен задать себе школьный психолог, – какую
психодиагностическую задачу и с помощью каких методик я могу решить в
минимально короткие сроки и с наибольшей эффективностью? Предпочтительными для
школьного психолога являются такие психодиагностические методики, которые
выявляют отдельные стороны пси хо‑эмоционально го и интеллектуального развития
ребенка (диагностика внимания, памяти, воображения, мышления и т. д.). Эти
результаты могут помочь в подборе индивидуального подхода к ребенку в процессе
его обучения и воспитания.
Если же у школьного психолога возникает подозрение, что,
например, ребенок не справляется с учебой по причине недостаточного
интеллектуального развития, то он должен посоветовать родителям обратиться в
ППЦ для получения комплексной медико‑психолого‑педагогической помощи.
Вообще, школьному психологу в большей степени следует решать
задачи психологической коррекции, психологического сопровождения учащихся. В
Петроградском районе г. Санкт‑Петербурга стремятся именно к такой модели
сотрудничества между Центром «Здоровье» и психологами дошкольных и школьных
учреждений.
Кодекс этики призывает психологов «признавать границы своей
компетентности и ограниченность своего профессионального опыта» (Анастази,
Урбина, 2002).
Принцип конфиденциальности
Главный вопрос: «Кому и как сообщать результаты
тестирования?» Информация по поводу результатов обследования ребенка обсуждается
только в профессиональных целях и только с людьми, которые включены в
комплексную медико‑психолого‑педагогическую помощь ребенку. Конечно, о
результатах психологического обследования нужно сообщать родителям, но в форме,
свободной от специальных терминов и профессионализмов. Родителям не важны
конкретные оценки IQ,для них гораздо полезнее информация о западающих и
сохранных сторонах интеллекта ребенка. В случае, например, сообщения родителям
о сниженных интеллектуальных возможностях их ребенка необходимо сделать акцент
на положительных сторонах, компенсаторных возможностях, путях коррекции и
развивающих программах. Сообщать подобную информацию следует в деликатной и
щадящей манере и только персонально родителям. При этом не следует давать письменных
заключений по результатам тестирования на руки родителям, воспитателям,
учителям, так как нельзя предусмотреть, как эти результаты могут быть
использованы в дальнейшем и не навредит ли это ребенку. Письменные заключения
могут выдаваться только по официальному запросу какой‑либо организации (школы,
суда, исправительного учреждения и т. д.). Это заключение должно
соответствовать конкретной цели и нести в себе соблюдение правила «не навреди»
по отношению к ребенку.
При сообщении любой связанной с проведением тестирования
интеллекта информации необходимо учитывать особенности ее получателя. Это
относится не только к общеобразовательному уровню человека и его познаниям в
области психологии, но и к его предполагаемой эмоциональной реакции на такую
информацию. Вообще, вопрос о сообщении результатов тестирования требует большой
предусмотрительности и осторожности. Если результат сообщается правильно и
принимается психологически, то этот процесс сам по себе является
психотерапевтическим и психокоррекционным, если же психолог допускает ошибки,
то сообщение результатов тестирования в лучшем случае оказывается бесполезным.
Все поведение психолога должно быть направлено на создание
атмосферы доверия у родителей и ребенка. В основе доверительных отношений лежат
безусловное уважение психолога к ребенку и его родителям. Родители должны
почувствовать, что психолог искренне заинтересован в оказании помощи их
ребенку, что у него нет других целей, кроме этой цели. Психолог не может
допустить прямой критики действий родителей по отношению к своему ребенку.
Любой намек на неправильное воспитание ребенка в семье может привести к сильной
психологической защите и невозможности вследствие этого наладить контакт с родителями,
а значит, закроет путь для откровенного обсуждения всех психологических
проблем. Психолог в своей работе с родителями должен постоянно стремиться к
тому, чтобы родители стали его союзниками в оказании психологической помощи
ребенку.
Особая осторожность требуется при общении с родителями,
имеющими детей с ЗПР и умственной отсталостью. Такие родители тяжело переживают
и эмоционально реагируют на любое неосторожно высказанное психологом слово.
Психологу нужно доступно рассказать родителям об особенностях
их ребенка, объяснить, как нужно заниматься с ним и на что следует обратить
внимание. При этом необходимо учитывать специфику каждой семьи, чтобы советы не
оказались для родителей трудновыполнимыми и у них не возникло ощущения
беспомощности.
Еще одним важным моментом конфиденциальности является вопрос
о защите личности испытуемого. Психодиагностические результаты используются в
научных сообщениях или публикациях только тогда, когда идентичность испытуемых
соответствующим образом замаскирована. Психолог отвечает перед обследуемыми за
их информированность о границах конфиденциальности. Только после разрешения
допускается раскрывать в публикациях идентичность испытуемых. Психолог также
несет ответственность за обеспечение конфиденциальности при сохранении экспериментальных
результатов.
Таким образом, тестирование интеллекта детей – это не
формальное измерение IQ,оно требует профессионализма психолога, его
умения не только проводить само тестирование, подобрав для каждого возрастного
этапа соответствующие методики, но и сделать из его результатов адекватные
выводы с учетом данных смежных специалистов.
К сожалению, в практической работе приходится часто
встречаться с легковесным подходом к тестированию интеллекта детей. При
прохождении производственной практики студенты‑психологи приносят какой‑либо
тест, неизвестно откуда взятый, с множеством ошибок в описании способов
обработки и интерпретации данных, чему способствует распечатывание тестов
интеллекта во многих популярных изданиях. В результате тестировать детей
начинают и воспитатели детских садов, и учителя, и родители. При этом
приходится встречаться со случаями, когда ребенок буквально натренирован на
выполнение теста Векслера, что делает невозможным адекватное определение уровня
его интеллектуального развития.
Профессионализм психолога при тестировании интеллекта
проявляется и в умении устанавливать контакт с ребенком и его родителями, без
чего ребенок не может проявить все свои возможности, а родители – осуществлять
правильное воспитание ребенка в семье и принять ответственное решение при
выборе образовательного маршрута для своего ребенка. |