Диагностика интеллектуального развития детей двух‑трех лет
Комплексная методика оценки умственного развития ребенка 2–3
лет предложена Е. А. Стребелевой (Стребелева, 1994). Методика выявляет
адекватность поведения, принятие задания, обучаемость и зону ближайшего
развития, отношение ребенка к процессу и результату своей деятельности.
Задания, входящие в эту методику, позволяют выявить
возможности умственного развития ребенка: восприятия, выделения отдельных
признаков предмета (величины, цвета); узнавания; наглядно‑действенного
мышления; продуктивных видов деятельности (рисование, конструирование).
Разносторонность диагностирования умственного развития
ребенка 2–3 лет позволяет обнаружить пути его коррекциоиного обучения,
специфические для каждого типа нарушений.
Предлагаемые задания относятся к числу невербальных методик
и могут применяться для детей с любым уровнем речевого развития. Последнее
очень важно, если обследованию подлежат дети с речевыми нарушениями как
первичными, так и сложившимися в силу интеллектуальной или сенсорной
недостаточности.
При оценке действий ребенка важной теоретической основой
является концепция «зоны ближайшего развития» Л. С. Выготского. Наличие более
широкой зоны ближайшего развития у конкретного ребенка является более надежным
(по сравнению с актуальным запасом знаний и умений) признаком успешности
дальнейшего обучения, чем и определяется диагностическая значимость этого
критерия при оценке умственных возможностей с точки зрения перспективы
развития. Зона ближайшего развития имеет большое дифференциально‑диагностическое
значение с точки зрения различения детей с задержкой психического развития и
умственно отсталых.
При анализе результатов обследования основное внимание
уделяется оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, то есть его
обучаемости. Предлагаются следующие виды помощи: выполнение заданий по
подражанию, по подражанию с использованием жестов, с речевой инструкцией.
Обучаемость, то есть переход от неадекватных действий к адекватным,
свидетельствует о потенциальных возможностях ребенка. Отсутствие результата в
некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с
нарушениями эмоционально‑волевой сферы.
Оборудование:1) два детских столика и стульчика; 2)
желобок с шариком; 3) три коробочки четырехугольной формы одинакового цвета,
разные по величине, с соответствующими крышками; три разных по величине шарика
одинакового цвета; 4) две матрешки (три‑составные); 5) две пары предметных
картинок; 6) две пирамидки – из трех и четырех колец (кольца одного цвета); 7)
восемь цветных кубиков – по два красных, синих, желтых (белых), зеленых; 8)
десять плоских палочек одного цвета; 9) тележка с кольцом, через которое
продета тесемка; 10) разные картинки: первая пара – одна из предметных картинок
разрезана на 2 части; вторая пара – одна из картинок разрезана на 3 части; 11)
карандаши, бумага.
Предлагаются десять заданий, рассчитанных на обследование
детей 2–2,5 лет, а также 2,5–3 лет (табл. 1).
Таблица 1 Задание для обследования детей
Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания
уровня трудности. Отдельные задания дублируются с целью исключения некоторых
факторов, например необходимости проявления определенного мышечного усилия,
которое для некоторых детей может стать непреодолимым препятствием.
Перед проведением обследования необходимо иметь сведения об
уровне развития слуха и зрения ребенка.
|