ВОСЬМИЦВЕТНЫЙ
ТЕСТ ЛЮШЕРА (тест цветовых выборов Люшера)
При опросе цвета располагаются на белом фоне, равномерно и достаточно ярко
освещенном.
После
первого и второго опроса психолог записывает выборы испытуемого, используя общепринятую
символику:
1
— темно-синий цвет; 2 — сине-зеленый; 3 — оранжево-красный; 4 — желтый; 5
— фиолетовый; 6 — коричневый; 7 — черный; 0 — серый цвет.
Для
условного обозначения положения цветов в разных позициях используются следующие
обозначения:
Явное предпочтение — «+» (знак сложения). Предпочтение цвета — «х» (знак умножения). Безразличие к
цвету — «=» (знак равенства). Антипатия (или
неприятие) — «—» Знак вычитания.
Значения
восьми позиций. После того
как все 8 цветов расположены в порядке
предпочтения и обозначены соответствующими знаками, можно выделить следующие
отношения или функции:
1-я
позиция — цвет, который нравится больше всего, указывает на основной
способ действия, т.е. средство для достижения целей, стоящих перед обследуемым.
2-я
позиция — обычно цвет в этой позиции также обозначается знаком «+», и в
этом случае он означает цель, к которой стремится испытуемый.
3-я
и 4-я позиции — обычно цвета, стоящие в этих позициях, обозначаются знаком
«х» и указывают на истинное положение вещей, ситуацию или образ действия,
вытекающий из данной ситуации (например, синий цвет в этом случае будет означать — испытуемый
чувствует, что находится в обстановке покоя или же что обстановка требует, чтобы он
действовал спокойно).
5-я
и 6-я позиции — цвета, находящиеся в этих позициях и обозначенные знаком
«=», указывают на специфические особенности, не вызывающие неприязни, не
связываемые с существующим положением дел, незадействованные в данный момент резервы,
особенности личности.
7-я
и 8-я позиции — цвет в этих позициях, помеченный знаком «—», означает
существование подавленной потребности или потребности, которую следует подавить потому,
что ее реализация привела бы к неблагоприятным результатам. - Значения восьми
цветов:
1. Синий — потребность в
покое.
2. Зеленый — потребность
в самоутверждении.
3. Красный — потребность в
целенаправленной активности.
4. Желтый — потребность в
спонтанной активности.
5. Фиолетовый —
победность красного и капитуляцию синего.
6. Коричневый —
чувственную основу ощущений.
7.
Черный — отрицание красок жизни и самого бытия.
8.
Серый — укрытие от внешних воздействий, освобождение от
обязательств, отгораживание [213. С. 105—108].
Разметка выборов. При повторном выборе цветов, если два или более цвета
меняют позицию, но все же остаются рядом с цветом, который был их соседом по первому
выбору, то группа существует, и именно эту группу цветов следует обвести кружком и пометить
соответствующим функции знаком. Очень часто эти группы несколько отличаются от простой
группировки по парам.
Пример:
1-й выбор — 31542687
2-й выбор — 35142678
Группирование
выполняется следующим образом:
3 1 5 4
2 6 8 7
3 (5 1)
(4 2
6) (7 8)
+ х
х = =
= — —
Делая пометки в протоколе такого теста, следует руководствоваться следующими правилами:
1.
Первая группа (или одна цифра) помечается «+».
2.
Вторая группа (или одна цифра) помечается «х».
3.
Последняя группа (или одна цифра) помечается «—».
4.
Все остальные цвета помечаются знаком «=».
Там, где имеются пары цветов, при интерпретации следует использовать их, а не
отдельные цвета.
Иногда
одни и те же цвета при 1-м и 2-м выборе будут снабжены различными
знаками. В этом случае каждый выбор следует помечать отдельно:
+ + х = = — — —
5
1
3 4 2 6 8 7
3 5
1 4 2 7 6 8
+ х х = = =
— —
Обычно
второй выбор бывает более спонтанным и поэтому более валидным, чем
первый, особенно в случае сомнений. В этой связи при пользовании таблицами
следует учитывать в первую очередь группировку и пометки, сделанные при втором выборе.
Может оказаться, что какие-либо номера являются общими для двух функциональных групп и тогда
следует интерпретировать обе группы
соответствующими пометками в протоколе:
+ + — —
+ х
х = =
= = —
5 1
3 4 8
6 2 7
1-й выбор
3 1
5 4 8
7 2
6 2-й выбор
+ +
х = =
= =_ —
В таком
случае в таблицах нужно смотреть следующие группы: +3+1, х x5, =4=8, —2—6
(имеются еще также дополнительные группы:
+3—6 и +3—2).
Тревоги и компенсации. Четыре основных цвета символизируют основные
психологические потребности, поэтому в случае нормального протокола теста эти цвета
должны находиться в начале ряда либо в пределах первых 5 мест. В том случае когда они расположены иначе,
это указывает на наличие какого-либо физиологического или психологического
отклонения, которое тем серьезнее, чем ближе к концу ряда помещен основной цвет.
Когда
один из основных цветов (синий, зеленый, красный или желтый) занимает одну из 3 последних
позиций ряда (6-, 7-или 8-ю), это указывает на неприятие, и данный цвет помечается знаком «—». Любой
цвет, стоящий в ряду после отмеченного, также должен быть отмечен знаком минус («—»). Другими словами, если основной цвет занимает, например,
6-ю позицию, то цвета, стоящие на 7-й
и 8-й позициях, также помечаются знаком «—». Все цвета, символизирующие
в этом случае источники тревоги,
сопровождаются дополнительными знаками
— буквой «А» (сокращение от англ. anxiety — тревога).
Пример:
.... 3 6 7
А А А
Независимо
от степени осознанности источник стресса вызывает компенсирующее поведение, характер
которого символизирует цвет, помещенный на первую позицию. Данный цвет обозначает ведущий
способ компенсации в тех случаях, когда отвергается какой-либо основной цвет. Чтобы
обратить на это внимание, когда в конце ряда предпочтений есть пометка «А», цвет, занимающий первую позицию, помечается
буквой «С» (сокращение от англ. compensation — компенсация).
Пример: 4 ....
8 7 2
+
=
— —
С А
В ситуациях когда предпочтения отдаются ахроматическим цветам — коричневому
(6), серому (8) или черному (7), это может означать негативное отношение
к жизни. Если один из даннных цветов занимает какую-либо из трех первых позиций, то можно говорить о том,
что указанная компенсация не является «нормальной» и выражает в некотором
смысле степень «утрированности» поведения. Такие цвета, а также цвета, стоящие
на предшествующих позициях,
следует пометить знаком «+» и буквой «С».
Пример:
3 4 8
+ + +
С С С
В некоторых случаях, когда серый, коричневый или черный цвета занимают одну
(или несколько) из трех первых позиций и в то же время на позициях 6-, 7- и 8-й нет ни
одного из основных цветов, цвет, стоящий в 8-й позиции, следует рассматривать
как символизирующий тревогу. Он должен быть отмечен буквой «А».
Пример:
3 4 8 . .
6 5 7
+
+ + —
С
С С А
Иными
словами, если есть тревога, то должна быть компенсация и, наоборот, если есть
компенсация — должна быть тревога.
Интенсивность тревоги и компенсации. Психологический или физиологический
дефект, вызывающий тревогу, считается относительно слабым, если основной цвет
находится на 6-й позиции, и более серьезным, когда такой цвет занимает 8-ю
позицию. Это позволяет говорить об интенсивности тревоги. Мы будем помечать
восклицательными знаками «!» цвета, символизирующие источники тревог, в
соответствии со следующими правилами:
1.
Если основной цвет занимает 6-ю позицию — один !.
2.
Если основной цвет занимает 7-ю позицию — два !.
3.
Если основной цвет занимает 8-ю позицию — три !.
Пример:
.
. . .
. 2 4 3
—
— —
А
А А
! !!
!! !
Таким
образом, интенсивность тревоги измеряется количеством знаков «!».
Аналогичный
способ используется и для фиксации и измерения степени компульсивности, связанной с
компенсациями. При этом помечают восклицательными знаками «!» цвета, символизирующие источники
компенсаций, руководствуясь следующими правилами:
1.
Если
компенсация символизируется каким-либо основным цветом или фиолетовым — данные позиции не помечаются.
2.
Если серый, коричневый или черный занимает 3-ю позицию – один !.
3.
Если серый, коричневый или черный занимает 2-ю позицию - два !.
4. Если серый, коричневый
или черный занимает 1-ю позицию - три !.
Пример:
7 8
6 . .
. . .
+ +
+
С С С
!!!
!! !
После того как в протоколе опроса проделаны обычные операции
(группирования и разметки функций), соответствующие позиции необходимо
пометить буквами «С» и «А» и согласно приведенным выше правилам расставить
восклицательные знаки «!», подсчитать их количество в первом и втором выборе.
Пример:
Если
во втором выборе оказывается меньше восклицательных знаков, чем в первом,
то общий прогноз можно считать благоприятным. Если же наблюдается обратное, то
неблагоприятный прогноз более
вероятен. Таким образом, мы получаем практический способ прогноза реакции на
улучшение условий. Количественной мерой
интенсивности тревоги в целом является сумма «!».
«Актуальная проблема». Характер какой-либо
неудовлетворенной потребности вместе с компенсацией как попыткой ее разрешения позволяет
определить тип конфликта. Тревога плюс ее компенсация дают возможность характеризовать
актуальную проблему
— именно такая проблема или конфликт могут являться отправной точкой для
психологической или медицинской терапии.
Прогностическим
критерием для оценки актуальных проблем в цветовом тесте выступают сравнения наиболее
предпочитаемых («+»-функции) и
наиболее отвергаемых цветов («—»-функции).
Такие сравнения позволяют определить характер актуальных проблем.
Интерпретации, приведенные в таблице «+»-функций, показывают основные
компоненты таких проблем: сам источник стресса и способ, применяемый в попытке
этот стресс преодолеть. В простейшем случае это характеризуется парой цветов, занимающих
1-ю и 8-ю позиции. Общий случай требует привлечения нескольких пар цветов в порядке
значимости проблем ими символизируемых.
В
цветовом тесте разработана система правил приписывания степени актуальности
проблемам, символизируемым цветами, занимающими различные позиции в ряду
предпочтений. При этом учитывается тот факт, что тревога имеет несколько большее психологическое
значение, чем компенсация. Читайте далее
|