Анализ и
обобщение научных данных позволил установить различие в психологических
особенностях личности агрессивных детей с различным уровнем деструктивности. На
основании этого и результатов корреляционного анализа была составлена типология
агрессивных детей с деструктивной направленностью поведения и установлены
значимые независимые переменные, определяющие возникновение деструктивности в
поведении.
Тип
агрессивного подростка (мальчика) деструктивной направленности отличается наличием мотивационных тенденций,
направленных на поддержание жизнеобеспечения, комфорта и достижение социального
статуса. Из этого следует – названные подростки занимают потребительскую
позицию и озабочены, в основном, проблемами, связанными с благоприятными
условиями учебы и быта, завоеванием влияния на окружающих. Мотивационные
тенденции, свидетельствующие о стремлении к развитию своей личности, а именно,
к активности творческой направленности и социальной деятельности, у них
выражены слабо.
Как показывает
анализ , деструктивность характерна трем категориям агрессивных мальчиков:
1.
Подросток с невротическими и депрессивными тенденциями. Основными
характеристиками таких детей являются тревожная мнительность, нерешительность,
боязливость, склонность к бесконечным сомнениям и самоанализу.
Эти подростки
не способны к длительному волевому усилению, поэтому даже краткосрочная
депривация плохо переносится и является поводом для новых тревог и волнений.
Она еще больше усиливает неуверенность в
себе и различного рода страхи и опасения. Из-за этого они постоянно
мрачны, угрюмы, погружены в собственные переживания и очень редко испытывают
чувство радости. Низкая фрустрационная толерантность приводит к тому, что в
критической ситуации у них могут возникать реакция гнева, раздражения.
Подростки
этой категории крайне робки, застенчивы и неловки в общении с окружающими.
Поэтому они, как отмечает В.Т. Кондрашенко, часто прибегают к алкоголю и
наркотикам как средству, помогающему преодолеть собственные трудности. В
состоянии опьянения эти подростки становятся смелыми, решительными, уверенными
в себе, легко вступают в контакт с окружающими. Но в то же время в таком
состоянии проявляется их враждебность к окружающим, в которых они видят причину жизненных неудач (108). Становятся дерзкими,
циничными и жестокими. В большинстве случаев после такого поведения они
испытывают сильное чувство вины (r= 0.55).
2. Подросток
с психическими тенденциями. Отличительной особенностью этих детей является
психическая неадекватность личности. Она характеризуется аутичностью, обособленностью, отгороженностью
от событий окружающего мира. Все их поступки, чувства, переживания в большей степени подчинены внутренним,
эндогенным законам, чем влияниям со стороны окружающих. Вследствие этого их
мысли, чувства и поступки часто возникают немотивированно и кажутся поэтому
странными и парадоксальными.
Деятельность
этих подростков по регуляции собственного поведения очень сложна. Возникающие
ситуативно эмоции, из-за низкого контроля над ними, смешиваются с фоновыми
переживаниями или другими ситуативными эмоциями. Поэтому любое событие,
особенно, которое связано с психическим напряжением, может породить у них
одновременно несколько противоречивых чувств и эмоций, которые они не сдерживают
и не скрывают от окружающих.
Психотическая
личность находится в постоянном внутреннем конфликте с собой, постоянно
напряжена и возбуждена, вне зависимости от степени напряженности реальной
ситуации. Это хроническое напряжение может без внешнего повода прорываться в
неожиданных аффективных реакциях озлобления, ярости, страха.
Возможно, это
является следствием выраженности смешанного астенического профиля, когда при
общей эмоциональной стеничности характерным являются значительные трудности в управлении
собственным эмоциональным состоянием в ситуации фрустрации.
Подростки с
психотическими тенденциями уважительно относятся к моральным нормам и
стремятся придерживаться социальных требований. Однако они могут совершать
серьезные правонарушения, если
необходимо добиться признания группы или, если они считают, что была
нарушена справедливость.
3. Подросток
с гипертимными тенденциями. Главной чертой этих подростков, является
постоянно повышенный фон настроения. Их отличает активность энергичность,
предприимчивость, целеустремленность, инициативность, общительность.
Вместе с тем
подростки с гипертимными особенностями личности авантюристичны и склонны к
риску, плохо переносят любую гиперопеку, не терпят и бурно реагируют на нотации
нравоучения и призывы к дисциплине. Им чужды скромность и угрызение совести, к
правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань
"между дозволенным и запрещенным”. Высокое самомнение приводит к тому, что
любая критика, особенно со стороны старших, чаще всего вызывает раздражение и
обиду. В коллективе сверстников такие подростки
стремятся занять лидирующее положение, однако из-за своего легкомыслия,
неустойчивости интересов и высокомерия не могут удержаться в роли лидера очень долго.
Указанные
выше характеристики личности и поведения
связаны, на наш взгляд, с существенными нарушениями в
эмоционально-волевой регуляции. Этих подростков отличает плохая адаптивность
поведения из-за неумения владеть собственными эмоциями, низкой фрустрационной
толерантности, неспособности к выбору адекватных целей, эффективных способов их
достижения, конструктивной модели поведения. Кроме того, они ригидны и
прямолинейны в общении с другими людьми, но при этом очень расчетливы, скрытны и рассудительны.
По данным В.Т.
Кондрашенко для подростков с
гипертимными тенденциями характерны правонарушения, бродяжничество, сексуальные
девиации.
В сфере
межличностных контактов агрессивные мальчики в основном отдают предпочтение
прямолинейно-агрессивному стилю отношений, характеризующимуся чрезмерным
упорством, недружелюбием, несдержанностью и вспыльчивостью. Не менее
распространенными являются властно-лидирующий стиль, отличающийся выраженными
тенденциями к доминированию, повышенным уровнем притязаний, "завоевательной
позицией” (89), стремлением воздействовать на окружающих, а также
недовречиво-скептический стиль, которому свойственны крайне обидчивый и
недоверчивый модус отношений к окружающим с выраженной склонностью к
критицизму, недовольству окружающими и подозрительностью.
Тип
агрессивного подростка (девочки) деструктивной направленности отличается
доминированием мотивационных тенденций, направленных на поддержание
жизнеобеспечения, комфорта и общения. Преобладание названных побуждений
свидетельствует об отсутствии у них
стремлений к самоактуализации и саморазвитию.
Как показывает
анализ деструктивность в основном
характерна для агрессивных девочек с четко выраженной психической
неуравновешенностью. Она проявляется
в состоянии дезадаптации, тревожности, выраженной дезорганизации поведения. Для
этих подростков характерны напряженность, нервозность, конфликтность,
упрямство, отгороженность, эгоистичность и неупорядоченность в поведении.
Отличительной
чертой деструктивных девочек является астеничность их эмоциональной сферы. К
характерным особенностям их
эмоционально-волевой регуляции
можно отнести потерю контроля под
влечениями из-за повышенной импульсивности и невыдержанности (что не позволяет
им разобраться в мотивах собственного поведения и сконцентрироваться на
собственных переживаниях). Они часто не способны к выбору целей и способов их
эффективного достижения. Вследствие чего их поведение неупорядочено. Они
действуют и регулируют поступки эффективно лишь тогда, когда существует
сильная мотивация или есть основательная поддержка окружающих. Но даже в
этом случае их поведение ригидно и прямолинейно.
Неспособность
оценить причины и последствия собственных поступков с пренебрежительным
отношением к конвенциональным нормам и социальным требованиям приводят к тому,
что поведение деструктивных девочек часто носит аморальный характер.
Описанные
выше особенности мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сфер,
возможно, приводят агрессивных девочек-подростков с деструктивной направленностью
поведения к реализации трех наиболее характерных стилей межличностных
отношений. Первый, властно-лидирующий стиль,
характеризуется нетерпимостью к критике, тенденциями к доминированию
(завоевательной позицией), завышенным уровнем
притязаний, ориентаций в основном на собственное мнение и минимальной
зависимостью от внешних средовых
факторов, догматизмом и деспотичностью. Вторым наиболее распространенным стилем
является прямолинейно-агрессивный – непосредственность в высказываниях и
поступках, повышенная обидчивость, появление чувства враждебности при
противодействии к критике, несдержанность, вспыльчивость, недружелюбие.
Достаточно часто встречается и ответсвенно-великодушный стиль межличностных
отношений, для которого характерна выраженная потребность в соответствии
социальным нормам поведения, гибкость в контактах, коммуникабельность. Вместе с
тем, как отмечает Л.Н. Собчик , для лиц с указанным стилем свойственны проблемы
подавленной (или вытесненной) враждебности, вызывающие повышенную напряженность,
соматизацию тревоги, склонность к психосоматическим заболеваниям, вегетативный
дисбаланс как результат блокировки поведенческих реакций.
Тип
агрессивного юноши деструктивной направленности отличается
доминированием мотивационных тенденций, направленных на достижение социального
статуса, реализацию творческой активности и общение. Однако отсутствие четкого
разграничения между мотивами поддержания и личностного роста указывает на
недостаточную дифференцированность мотивационной иерархии личности, ее противоречивость.
Как
показывает анализ , отнесенных к этой категории можно разделить две группы :
1. Юноши с
психотическими тенденциями и низким уровнем невротизма. Общими
отличительными особенностями этих юношей является крайний субъективизм и
эгоизм, которые делают их недоступными чувствам симпатии и сочувствия.
Конфликтность с окружающими одна из главных черт их характера. Они агрессивны,
злопамятны и бесцеремонны. Видя причину своих неудач в определенных людях, они
считают своим долгом мстить, не прощают обид.
В рамках этой
группы можно выделить детей с двумя типами эмоционального реагирования, которые
имеют:
а)
астенический эмоциональный профиль (склонность субъекта к гомеостатическому
комфорту, эмоциональным переживаниям гедонистического типа, а также неумение
управлять собой в трудных ситуациях).
б) смешанный
астенический профиль (отличает фоновая активность и апатия, пассивность в
ситуации фрустрации).
Таким
образом, общим для агрессивных юношей с деструктивной направленностью являются
нарушения в эмоциональном и волевом компонентах регуляции, которые проявляются
в неспособности к выбору адекватных целей и эффективных способах их достижения,
импульсивности и невыдержанности, неумении выстраивать конструктивную стратегию
собственного поведения.
2. Юноши с
гипертимными тенденциями. Главной чертой этих подростков является постоянно
повышенный фон настроения. Их отличает активность, энергичность,
предприимчивость, целеустремленность, инициативность, общительность.
Вместе с тем
подростки с гипертимными особенностями личности авантюристичны и склонны к
риску, плохо переносят любую гиперопеку, не терпят и бурно реагируют на нотации и нравоучения и призывы к
дисциплине. Им чужды скромность и угрызение совести, к правилам и законам относятся
легкомысленно, легко могут переступить грань "между дозволенным и запрещенным”.
Высокое самомнение приводит к тому, что любая критика, особенно со стороны
старших, чаще всего вызывает раздражение и обиду. В коллективе сверстников
такие подростки стремятся занять
лидирующее положение, однако из-за своего легкомыслия, неустойчивости интересов
и высокомерия не могут удержаться в этой роли очень долго.
Характерной
особенностью этой группы юношей является смешанный эмоциональный профиль,
характеризующийся изменчивостью и неустойчивостью фоновых эмоциональных
предпочтений и стеническими реакциями в ситуации фрустрации. Отличие
эмоционально-волевой сферы этих юношей состоит в разноплановости, порой во
взаимоисключаемости, регулятивных механизмов: с одной стороны, это способность
выбирать или ставить адекватные цели, продумывание до мелочей способов их
достижения, фрустрационная устойчивость, расчетливость, рассудительность, с
другой – низкий контроль влечений, невыдержанность в проявлении эмоций, чувств
и мыслей, ориентация не на процесс, а на результаты деятельности.
Существенных
нарушений в нравственной сфере у первой группы юношей не обнаружено. Они
стремятся придерживаться существующих конвенционных норм и социальных
требований. У юношей другой группы следует отметить наличие конфликта в
нравственной сфере.
Выявленные
особенности, вероятно, сказываются на стиле отношений агрессивных юношей с
деструктивностью в межличностной сфере. Так установлено, что наибольшую
выраженность у этих юношей имеет недоверчиво-скептический стиль, который
проявляется в крайне обидчивом и
недоверчивом модусе отношений с окружающими, в склонности к критицизму,
недовольству поведением других, подозрительности. Кроме того, предпочтительными
также являются прямолинейно-агрессивный (недружелюбие, несдержанность и
вспыльчивость) и независимо-доминирующий (самодовольство, чувство превосходства
по отношению к окружающим, обособленная позиция в группе) стили.
Тип
агрессивной девушки деструктивной направленности отличается
наличием выраженных мотивационных тенденций, связанных с необходимостью
удовлетворения мотивов в достижении социального статуса, поддержания
жизнеобеспечения и общения. Уплощенность мотивационного профиля, а именно,
отсутствие четкого разграничения между мотивами поддержания и личностного
роста, свидетельствует о недостаточной дифференцированности мотивационной
иерархии личности, ее противоречивости.
Как показывает
анализ , деструктивность в основном характерна для девушек с сильно выраженной психической
неуравновешенностью, которая проявляется в дезадаптации, тревожности,
выраженной дезорганизации поведения.
Для них характерны напряженность, нервозность,
конфликтность, угрюмость, сниженный фон настроения, отгороженность,
эгоистичность и неупорядоченность в поведении из-за низкой фрустрационной
толерантности. Отличительной
особенностью деструктивных девушек является астеничность их
эмоциональной сферы. Следует отметить, что такое психическое состояние может
приводить к нарушению морально-этических стандартов , однако, оно часто
сопровождается возникновением чувства вины после совершения неблаговидного
поступка.
В сфере
межличностных отношений девушки с деструктивным поведением отдают предпочтение
властно-лидирующему стилю, характеризующемуся догматизмом и деспотичностью,
нетерпимостью к критике, переоценкой собственных возможностей, тенденциями к
доминированию. Вместе с тем, достаточно часто встречаются
прямолинейно-агрессивный (недружелюбие, несдержанность, вспыльчивость, чувство
враждебности) и ответственно-великодушный (при котором наряду с гибкостью в
общении, коммуникабельностью и потребностью следовать социальным нормам
поведения существует проблема подавленной враждебности) стили межличностных
отношений.
|