Actionteaser.ru - тизерная реклама
Всё для всех - медицина
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Психологическая типология агрессивных детей с различным уровнем деструктивности

Психологическая типология агрессивных детей с различным уровнем деструктивности.

Анализ и обобщение научных данных позволил установить различие в психологических особенностях личности агрессивных детей с различным уровнем деструктивности. На основании этого и результатов корреляционного анализа была составлена типология агрессивных детей с деструктивной направленностью поведения и установлены значимые независимые переменные, определяющие возникновение деструктивности в поведении.

Тип агрессивного подростка (мальчика) деструктивной направленности  отличается наличием мотивационных тенденций, направленных на поддержание жизнеобеспечения, комфорта и достижение социального статуса. Из этого следует – названные подростки занимают потребительскую позицию и озабочены, в основном, проблемами, связанными с благоприятными условиями учебы и быта, завоеванием влияния на окружающих. Мотивационные тенденции, свидетельствующие о стремлении к развитию своей личности, а именно, к активности творческой направленности и социальной деятельности, у них выражены слабо.

Как показывает анализ , деструктивность характерна трем категориям агрессивных мальчиков:

1. Подросток с невротическими и депрессивными тенденциями. Основными характеристиками таких детей являются тревожная мнительность, нерешительность, боязливость, склонность к бесконечным сомнениям и самоанализу.

Эти подростки не способны к длительному волевому усилению, поэтому даже краткосрочная депривация плохо переносится и является поводом для новых тревог и волнений. Она еще больше усиливает неуверенность в  себе и различного рода страхи и опасения. Из-за этого они постоянно мрачны, угрюмы, погружены в собственные переживания и очень редко испытывают чувство радости. Низкая фрустрационная толерантность приводит к тому, что в критической ситуации у них могут возникать реакция гнева, раздражения.

Подростки этой категории крайне робки, застенчивы и неловки в общении с окружающими. Поэтому они, как отмечает В.Т. Кондрашенко, часто прибегают к алкоголю и наркотикам как средству, помогающему преодолеть собственные трудности. В состоянии опьянения эти подростки становятся смелыми, решительными, уверенными в себе, легко вступают в контакт с окружающими. Но в то же время в таком состоянии проявляется их враждебность к окружающим, в которых они видят причину  жизненных неудач (108). Становятся дерзкими, циничными и жестокими. В большинстве случаев после такого поведения они испытывают сильное чувство вины (r= 0.55).

2. Подросток с психическими тенденциями. Отличительной особенностью этих детей является психическая неадекватность личности. Она характеризуется  аутичностью, обособленностью, отгороженностью от событий окружающего мира. Все их поступки, чувства, переживания  в большей степени подчинены внутренним, эндогенным законам, чем влияниям со стороны окружающих. Вследствие этого их мысли, чувства и поступки часто возникают немотивированно и кажутся поэтому странными и парадоксальными.

Деятельность этих подростков по регуляции собственного поведения очень сложна. Возникающие ситуативно эмоции, из-за низкого контроля над ними, смешиваются с фоновыми переживаниями или другими ситуативными эмоциями. Поэтому любое событие, особенно, которое связано с психическим напряжением, может породить у них одновременно несколько противоречивых чувств и эмоций, которые они не сдерживают и не скрывают от окружающих.

Психотическая личность находится в постоянном внутреннем конфликте с собой, постоянно напряжена и возбуждена, вне зависимости от степени напряженности реальной ситуации. Это хроническое напряжение может без внешнего повода прорываться в неожиданных аффективных реакциях озлобления, ярости, страха.

Возможно, это является следствием выраженности смешанного астенического профиля, когда при общей эмоциональной стеничности характерным являются значительные трудности в управлении собственным эмоциональным состоянием в ситуации фрустрации.

Подростки  с  психотическими тенденциями уважительно относятся к моральным нормам и стремятся придерживаться социальных требований. Однако они могут совершать серьезные правонарушения, если  необходимо добиться признания группы или, если они считают, что была нарушена справедливость.

3. Подросток с гипертимными тенденциями. Главной чертой этих подростков, является постоянно повышенный фон настроения. Их отличает активность энергичность, предприимчивость, целеустремленность, инициативность, общительность.

Вместе с тем подростки с гипертимными особенностями личности авантюристичны и склонны к риску, плохо переносят любую гиперопеку, не терпят и бурно реагируют на нотации нравоучения и призывы к дисциплине. Им чужды скромность и угрызение совести, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань "между дозволенным и запрещенным”. Высокое самомнение приводит к тому, что любая критика, особенно со стороны старших, чаще всего вызывает раздражение и обиду. В коллективе сверстников такие подростки  стремятся занять лидирующее положение, однако из-за своего легкомыслия, неустойчивости интересов и высокомерия не могут удержаться в  роли лидера очень долго.

Указанные выше характеристики личности и поведения  связаны, на наш взгляд, с существенными нарушениями в эмоционально-волевой регуляции. Этих подростков отличает плохая адаптивность поведения из-за неумения владеть собственными эмоциями, низкой фрустрационной толерантности, неспособности к выбору адекватных целей, эффективных способов их достижения, конструктивной модели поведения. Кроме того, они ригидны и прямолинейны в общении с другими людьми, но при этом  очень расчетливы, скрытны и рассудительны.

По данным В.Т. Кондрашенко  для подростков с гипертимными тенденциями характерны правонарушения, бродяжничество, сексуальные девиации.

В сфере межличностных контактов агрессивные мальчики в основном отдают предпочтение прямолинейно-агрессивному стилю отношений, характеризующимуся чрезмерным упорством, недружелюбием, несдержанностью и вспыльчивостью. Не менее распространенными являются властно-лидирующий стиль, отличающийся выраженными тенденциями к доминированию, повышенным уровнем притязаний, "завоевательной позицией” (89), стремлением воздействовать на окружающих, а также недовречиво-скептический стиль, которому свойственны крайне обидчивый и недоверчивый модус отношений к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, недовольству окружающими и подозрительностью.

Тип агрессивного подростка (девочки) деструктивной направленности отличается доминированием мотивационных тенденций, направленных на поддержание жизнеобеспечения, комфорта и общения. Преобладание названных побуждений свидетельствует об отсутствии у них  стремлений к самоактуализации и саморазвитию.

Как показывает анализ  деструктивность в основном характерна для агрессивных девочек с четко выраженной психической неуравновешенностью.  Она проявляется в состоянии дезадаптации, тревожности, выраженной дезорганизации поведения. Для этих подростков характерны напряженность, нервозность, конфликтность, упрямство, отгороженность, эгоистичность и неупорядоченность в поведении.

Отличительной чертой деструктивных девочек является астеничность их эмоциональной сферы. К характерным особенностям их  эмоционально-волевой регуляции   можно отнести потерю  контроля под влечениями из-за повышенной импульсивности и невыдержанности (что не позволяет им разобраться в мотивах собственного поведения и сконцентрироваться на собственных переживаниях). Они часто не способны к выбору целей и способов их эффективного достижения. Вследствие чего их поведение неупорядочено. Они действуют и регулируют поступки эффективно лишь тогда, когда  существует  сильная мотивация или есть основательная поддержка окружающих. Но даже в этом случае их поведение ригидно и прямолинейно.

Неспособность оценить причины и последствия собственных поступков с пренебрежительным отношением к конвенциональным нормам и социальным требованиям приводят к тому, что поведение деструктивных девочек часто носит аморальный характер.

Описанные выше особенности мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сфер, возможно, приводят агрессивных девочек-подростков с деструктивной направленностью поведения к реализации трех наиболее характерных стилей межличностных отношений. Первый, властно-лидирующий стиль,  характеризуется нетерпимостью к критике, тенденциями к доминированию (завоевательной позицией), завышенным уровнем  притязаний, ориентаций в основном на собственное мнение и минимальной зависимостью   от внешних средовых факторов, догматизмом и деспотичностью. Вторым наиболее распространенным стилем является прямолинейно-агрессивный – непосредственность в высказываниях и поступках, повышенная обидчивость, появление чувства враждебности при противодействии к критике, несдержанность, вспыльчивость, недружелюбие. Достаточно часто встречается и ответсвенно-великодушный стиль межличностных отношений, для которого характерна выраженная потребность в соответствии социальным нормам поведения, гибкость в контактах, коммуникабельность. Вместе с тем, как отмечает Л.Н. Собчик , для лиц с указанным стилем свойственны проблемы подавленной (или вытесненной) враждебности, вызывающие повышенную напряженность, соматизацию тревоги, склонность к психосоматическим заболеваниям, вегетативный дисбаланс как результат блокировки поведенческих реакций.

Тип агрессивного юноши деструктивной направленности отличается доминированием мотивационных тенденций, направленных на достижение социального статуса, реализацию творческой активности и общение. Однако отсутствие четкого разграничения между мотивами поддержания и личностного роста указывает на недостаточную дифференцированность мотивационной иерархии личности, ее противоречивость.

Как показывает анализ , отнесенных к этой категории можно разделить две группы :

1. Юноши с психотическими тенденциями и низким уровнем невротизма. Общими отличительными особенностями этих юношей является крайний субъективизм и эгоизм, которые делают их недоступными чувствам симпатии и сочувствия. Конфликтность с окружающими одна из главных черт их характера. Они агрессивны, злопамятны и бесцеремонны. Видя причину своих неудач в определенных людях, они считают своим долгом мстить, не прощают обид.

В рамках этой группы можно выделить детей с двумя типами эмоционального реагирования, которые имеют:

а) астенический эмоциональный профиль (склонность субъекта к гомеостатическому комфорту, эмоциональным переживаниям гедонистического типа, а также неумение управлять собой в трудных ситуациях).

б) смешанный астенический профиль (отличает фоновая активность и апатия, пассивность в ситуации фрустрации).

Таким образом, общим для агрессивных юношей с деструктивной направленностью являются нарушения в эмоциональном и волевом компонентах регуляции, которые проявляются в неспособности к выбору адекватных целей и эффективных способах их достижения, импульсивности и невыдержанности, неумении выстраивать конструктивную стратегию собственного поведения.

2. Юноши с гипертимными тенденциями. Главной чертой этих подростков является постоянно повышенный фон настроения. Их отличает активность, энергичность, предприимчивость, целеустремленность, инициативность, общительность.

Вместе с тем подростки с гипертимными особенностями личности авантюристичны и склонны к риску, плохо переносят любую гиперопеку, не терпят и бурно реагируют  на нотации и нравоучения и призывы к дисциплине. Им чужды скромность и угрызение совести, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань "между дозволенным и запрещенным”. Высокое самомнение приводит к тому, что любая критика, особенно со стороны старших, чаще всего вызывает раздражение и обиду. В коллективе сверстников такие подростки  стремятся занять лидирующее положение, однако из-за своего легкомыслия, неустойчивости интересов и высокомерия не могут удержаться в этой роли очень долго.

Характерной особенностью этой группы юношей является смешанный эмоциональный профиль, характеризующийся изменчивостью и неустойчивостью фоновых эмоциональных предпочтений и стеническими реакциями в ситуации фрустрации. Отличие эмоционально-волевой сферы этих юношей состоит в разноплановости, порой во взаимоисключаемости, регулятивных механизмов: с одной стороны, это способность выбирать или ставить адекватные цели, продумывание до мелочей способов их достижения, фрустрационная устойчивость, расчетливость, рассудительность, с другой – низкий контроль влечений, невыдержанность в проявлении эмоций, чувств и мыслей, ориентация не на процесс, а на результаты деятельности.

Существенных нарушений в нравственной сфере у первой группы юношей не обнаружено. Они стремятся придерживаться существующих конвенционных норм и социальных требований. У юношей другой группы следует отметить наличие конфликта в нравственной сфере.

Выявленные особенности, вероятно, сказываются на стиле отношений агрессивных юношей с деструктивностью в межличностной сфере. Так установлено, что наибольшую выраженность у этих юношей имеет недоверчиво-скептический стиль, который проявляется в крайне обидчивом  и недоверчивом модусе отношений с окружающими, в склонности к критицизму, недовольству поведением других, подозрительности. Кроме того, предпочтительными также являются прямолинейно-агрессивный (недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость) и независимо-доминирующий (самодовольство, чувство превосходства по отношению к окружающим, обособленная позиция в группе) стили.

Тип агрессивной девушки деструктивной направленности отличается наличием выраженных мотивационных тенденций, связанных с необходимостью удовлетворения мотивов в достижении социального статуса, поддержания жизнеобеспечения и общения. Уплощенность мотивационного профиля, а именно, отсутствие четкого разграничения между мотивами поддержания и личностного роста, свидетельствует о недостаточной дифференцированности мотивационной иерархии личности, ее противоречивости.

Как показывает анализ , деструктивность в основном характерна для девушек с сильно выраженной психической неуравновешенностью, которая проявляется в дезадаптации, тревожности, выраженной дезорганизации поведения.

 Для них характерны напряженность, нервозность, конфликтность, угрюмость, сниженный фон настроения, отгороженность, эгоистичность и неупорядоченность в поведении из-за низкой фрустрационной толерантности. Отличительной  особенностью деструктивных девушек является астеничность их эмоциональной сферы. Следует отметить, что такое психическое состояние может приводить к нарушению морально-этических стандартов , однако, оно часто сопровождается возникновением чувства вины после совершения неблаговидного поступка.

В сфере межличностных отношений девушки с деструктивным поведением отдают предпочтение властно-лидирующему стилю, характеризующемуся догматизмом и деспотичностью, нетерпимостью к критике, переоценкой собственных возможностей, тенденциями к доминированию. Вместе с тем, достаточно часто встречаются прямолинейно-агрессивный (недружелюбие, несдержанность, вспыльчивость, чувство враждебности) и ответственно-великодушный (при котором наряду с гибкостью в общении, коммуникабельностью и потребностью следовать социальным нормам поведения существует проблема подавленной враждебности) стили межличностных отношений.

Copyright MyCorp © 2024
Google
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 81
Друзья сайта
Космический реминерализатор RemarsGel (РемарсГель) доктора Холодова Разное Create a free website
Счётчики
Яндекс.Метрика Рейтинг сайтов и каталог. Количество посетителей всего, за день Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика