Actionteaser.ru - тизерная реклама
Всё для всех - медицина
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Психологическая типология агрессивных детей с различным уровнем асоциальности


Анализ и обобщение полученных научных данных позволил установить различие в психологических особенностях личности агрессивных детей с различным уровнем асоциальности. На основании результатов корреляционного анализа была получена типология агрессивных детей с асоциальной направленностью поведения и установлены значимые независимые переменные, определяющие возникновение асоциальности в поведении.

Тип агрессивного подростка (мальчика) асоциальной направленности отличают регрессивные тенденции в мотивации, определяющими из которых являются доминирование мотивов комфорта, достижение социального статуса и общения. Мотивационные тенденции, связанные с продуктивной социальной и творческой активностью, выражены достаточно слабо.

Как показывает анализ (Рис.9, приложение), асоциальность характерна для агрессивных мальчиков с четко выраженной психической неуравновешенностью с преобладанием психотических тенденций. Психическая неуравновешенность указывает на состояние дезадаптации, тревожность, потерю контроля над влечениями, выраженную  дезорганизацию поведения. Эти подростки характеризуются  психической напряженностью, нервозностью, конфликтностью, упрямством, отгороженностью, эгоистичностью и неприспособленностью, часто жалуются на собственную неполноценность, беспомощность, упадок сил, невозможность сосредоточиться, разобраться в собственных переживаниях . Недостаток конформности и дисциплины является наиболее частой внешней характеристикой их поведения.

В межличностных контактах агрессивные мальчики с асоциальной направленностью поведения отдают предпочтение агрессивно-прямолинейному стилю отношений, характеризующемуся чрезмерным упорством, недружелюбием, несдержанностью и вспыльчивостью.

 Не менее распространенными являются властно-лидирующий и независимо-доминирующий стили. Первый из них отличается выраженными тенденциями к доминированию, повышенным уровнем притязаний, завоевательной позицией, стремлением воздействовать на окружающих. Второй – эгоцентричностью, склонностью к соперничеству, чувством превосходства по отношению к другим.

Тип агрессивного подростка (девочки) асоциальной направленности отличается регрессивными тенденциями в мотивационной сфере, характерным для которых является преобладание побуждений к комфорту, поддержанию жизнеобеспечения и общению. Мотивы, обеспечивающие личностное развитие и самоактуализацию, обладают слабой побудительной силой.

Как показывает анализ (Рис.10, приложение), асоциальность свойственна агрессивным девочкам с четко выраженной психической неуравновешенностью с преобладанием психотических тенденций. Психическая неуравновешенность проявляется в состоянии дезадаптации, тревожности, потере контроля над влечениями, дезорганизации поведения. Для этих подростков характерны  психическая напряженность, нервозность, конфликтность, упрямство, отгороженность, эгоистичность и неприспособленность. Они часто жалуются на собственную неполноценность, беспомощность, упадок сил, невозможность сосредоточиться, разобраться в собственных переживаниях  (52). Недостаток конформности и дисциплины является наиболее частой внешней характеристикой их поведения.

Общей особенностью рассматриваемого контингента является астеничность их эмоциональной сферы, которая характеризуется пассивностью, неуверенностью в собственных силах, низкой фрустрационной толерантностью, ригидностью поведения, интернальным локусом контроля.

Описанные особенности личности и поведения асоциальных девочек, вероятно, сказываются на выборе стиля межличностных отношений. Так, установлено, что наибольшее предпочтение они отдают независимо-доминирующему стилю, характеризующемуся эгоцентричностью, завышенным уровнем притязаний, стремлением к соперничеству, чувством превосходства над окружающими. Не менее распространенными стилями межличностных отношений являются сотрудничающе-конвенциональный и недоверчиво-скептический. Первый отличает главным образом компромиссное поведение. По мнению Л. Собчик (91) такой стиль встречается у лиц эмоционально неустойчивых, имеющих высокий уровень тревожности и низкий агрессивности, но очень зависимых. Он указывает на вытесненную эгоцентричность и агрессивность у людей, решающих свои проблемы путем перекладывания трудностей и ответственности на других людей, маскируя истинные намерения повышенным дружелюбием и конвенциональностью.

Второй – отличается подозрительностью, недоверчивым отношением к  людям, сверхчувствительностью к замечаниям и критике, скептицизмом и некомформностью, высокой конфликтностью.

Тип агрессивного юноши асоциальной направленности  отличается доминированием мотивационных тенденций, направленных на  обеспечение комфортного существования, поддержание жизнеобеспечения и общение. Преобладание названных тенденций указывает на регрессивную ориентацию мотивационной сферы и слабость побуждений, связанных с развитием личности.

Как показывает анализ , асоциальность в основном характерна, по крайней мере, для двух категорий детей:

1. Юноши с психотическими тенденциями. Отличительной их особенностью  является психическая неадекватность личности. Они характеризуются  аутичностью, обособленностью, отгороженностью от событий окружающего мира. Все их поступки, чувства, переживания  в большей степени подчинены внутренним, эндогенным законам, чем влияниям со стороны окружающих. Вследствие этого их мысли, чувства и поступки часто возникают немотивированно и кажутся  странными и парадоксальными.

Деятельность юношей с психотическими тенденциями по регуляции собственного поведения очень сложна. Ситуативно возникающие эмоции, из-за низкого контроля над ними, смешиваются с фоновыми переживаниями или другими ситуативными эмоциями. Поэтому любое событие, особенно связанное с психическим напряжением, может породить у них одновременно несколько противоречивых чувств и эмоций, которые они не считают нужным сдерживать и скрывать от окружающих.

Таким образом, психотическая личность находится в постоянном внутреннем конфликте с собой, постоянно напряжена и возбуждена, вне зависимости от степени напряженности реальной ситуации. Такое хроническое напряжение может без внешнего повода прорываться в неожиданных аффективных реакциях озлобления, ярости, страха.

Вместе с тем в рамках этой категории можно выделить две группы юношей с различными типами эмоционального реагирования и имеющими:

а) стенический эмоциональный профиль, характерный для юношей со стеническими фоновыми и фрустрационными реакциями, что проявляется в способности эффективно регулировать собственную эмоциональную (проявлять выдержку, помехоустойчивость и самообладание при встрече с трудностями) и волевую (выбирать адекватные цели и наиболее продуктивные способы их достижения) сферы.

б) смешанный астетический эмоциональный профиль, при котором общая стеничность сменяется астеничностью и проявляется в значительных трудностях при регуляции эмоциональным состоянием в ситуации фрустрации.

Обращает также на себя внимание факт возможного сочетания у асоциальных юношей психотических и депрессивных тенденций, при которых наряду с постоянной внутриличностной конфликтностью, напряженностью и возбужденностью наблюдается общая психомоторная заторможенность, сопровождающаяся снижением настроения, медлительностью, отсутствием настойчивости и решительности. В ситуации фрустрации они не способны к длительному волевому усилию, а при невозможности преодолеть трудности часто впадают  в отчаяние.

2. Юноши с невротическими тенденциями. Для этой категории детей характерна высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, повышенная чувствительность к раздражителям, которая вызывает неадекватные аффективные вспышки, проявляющиеся в реакциях возбуждения, раздражения и гнева, направленных против кого-либо из ближайшего окружения.

Следует также обратить внимание на тип юноши с невротическими и депрессивными тенденциями, характерной особенностью которых является чувствительность, робость, застенчивость, неудовлетворенность собой и своими возможностями. Их отличают чувство тревоги, наклонность  к страхам, пессимизм, неспособность к вытеснению травмирующих переживаний. Они не способны  к длительному волевому усилию. В связи с чем всякие  оттяжки и отсрочки нетерпимы и плохо переносятся, и служат поводом для новых тревог и волнений, снижения позитивного фона настроения.  Низкая фрустрационная толерантность приводит к тому, что в критической ситуации у них  могут возникать "парадоксальные” реакции. Гнев и раздражение  возникают внезапно и довольно быстро прекращаются, сменяясь раскаянием, угнетенностью, иногда даже слезами. Поэтому "стереотипный образ” жизни, ригидность поведения являются для них наиболее типичным способом компенсации.

Общей особенностью процессов эмоционально-волевой регуляции этой категории асоциальных юношей является астеничность, проявляющаяся в эмоциональной нестабильности и низкой фрустрационной толерантности.

Вместе с тем, как показывают результаты корреляционного анализа, асоциальность агрессивных юношей может наблюдаться вследствие множественных нарушений в эмоциональной сфере, как результат общей психической неуравновешенности (сочетание невротических, психотических и депрессивных тенденций).

В общении агрессивные юноши асоциальной направленности отдают предпочтение в основном трем стилям межличностных отношений:

 независимо-доминирующий стиль межличностных отношений (самодовольство, нарциссизм, выраженное чувство собственного превосходства, неадекватно завышенный уровень притязаний. выраженное  чувство соперничества);

  прямолинейно-агрессивный стиль межличностных отношений (спонтанность, упорство в достижении цели, практицизм, чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес, недружелюбие, несдержанность, вспыльчивость);

 властно-лидирующий стиль межличностных отношений (тенденция к доминированию, повышенный уровень притязаний, нетерпение к критике,  ориентация в основном на собственное мнение, переоценка собственных возможностей).

Тип агрессивной девушки асоциальной направленности отличается доминированием мотивов общения, комфорта и достижением социального статуса. Вместе с тем, следует отметить, что для мотивационной сферы этих девушек в целом характерна некоторая конфронтация побудительных тенденций между направленными на удовлетворение потребностей "дефицита”, присоединения к группе, приобретения влияния и власти, с одной стороны, и стремлениями к личностному развитию, с другой стороны.

Как показывает анализ, асоциальность в основном характерна для агрессивных девушек двух категорий:

1. Девушки с психотическими тенденциями. Отличительной их особенностью  является психическая неадекватность личности. Они характеризуются  аутичностью, обособленностью, отгороженностью от событий окружающего мира. Все их поступки, чувства, переживания  в большей степени подчинены внутренним, эндогенным законам, чем влияниям со стороны окружающих. Вследствие чего их мысли, чувства и поступки часто возникают немотивированно и кажутся  странными и парадоксальными.

Деятельность девушек с психотическими тенденциями по регуляции собственного поведения очень сложна. Ситуативно появляющиеся эмоции, из-за низкого контроля над ними, смешиваются с фоновыми переживаниями или другими ситуативными эмоциями. Поэтому любое событие, особенно связанное с психическим напряжением, может породить у них одновременно несколько противоречивых чувств и эмоций, которые они не считают нужными сдерживать и скрывать от окружающих. В связи с чем психотическая личность находится в постоянном внутреннем конфликте с собой, а поэтому постоянно напряжена и возбуждена, вне зависимости от степени напряженности реальной ситуации. Это хроническое напряжение может без внешнего повода прорываться в неожиданных аффективных реакциях озлобления, ярости, страха.

Несмотря на то, что для асоциальных девушек характерно преобладание стеничности в эмоциональных предпочтениях, они испытывают значительные трудности в эмоционально-волевой регуляции поведения. Это проявляется в неспособности управлять собственными эмоциональными состояниями, крайней импульсивности ("сначала делают, потом думают”), слабом сознательном контроле своих действий, ориентации на процессе, а не на результатах деятельности. Но вместе с тем эти девушки демонстрируют более высокую адаптивность и гибкость поведения.

Несколько иные психологические особенности наблюдаются у асоциальных девушек, имеющих сочетание психотических и депрессивных тенденций. В этом случае, наряду с постоянной внутриличностной конфликтностью, напряженностью и возбужденностью, у них  наблюдается общая психомоторная заторможенность, сопровождающаяся снижением настроения, медлительностью, отсутствием настойчивости и решительности. В ситуации фрустрации они не способны к длительному волевому усилию, а при невозможности преодолеть трудности часто впадают  в отчаяние (астенический эмоциональный профиль).

2. Девушки с невротическими тенденциями. Для этой категории девушек характерна высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, повышенная чувствительность к раздражителям, которая вызывает неадекватные аффективные вспышки, проявляющиеся в реакциях возбуждения, раздражения и гнева, направленных против кого-либо из ближайшего окружения.

Следует также выделить тип девушек с невротическим и депрессивными тенденциями, характерной особенностью которых является чувствительность, робость, застенчивость, неудовлетворенность собой и своими возможностями. Их отличают чувство тревоги, наклонность  к страхам, пессимизм, неспособность к вытеснению травмирующих переживаний.

Эти девушки не способны  к длительному волевому усилию. По этой причине всякие  оттяжки и отсрочки нетерпимы, плохо переносятся и служат поводом для новых тревог и волнений, снижения позитивного фона настроения.  Низкая фрустрационная толерантность приводит к тому. что в критической ситуации у них  могут возникать "парадоксальные” реакции: гнев, раздражение  возникают внезапно и довольно быстро прекращаются, сменяясь раскаянием, угнетенностью, иногда даже слезами. Поэтому "стереотипный образ” жизни, ригидность поведения являются для них наиболее типичным способом компенсации.

Общей особенностью процессов эмоционально-волевой регуляции этой категории девушек является низкая фрустрационная толерантность: они теряют свою рациональность и рассудительность в ситуации фрустрации и становятся несдержанными, импульсивными, часто теряют контроль над собственными эмоциями, мыслями и состоянием в целом.

В общении с окружающими агрессивные девушки асоциальной направленности в основном используют три стиля межличностных отношений. В первую очередь, это властно-лидирующий (характеризующийся догматизмом, деспотичностью, нетерпимостью к критике, переоценкой собственных возможностей, тенденциями к доминированию) и прямолинейно-агрессивный (недружелюбие, несдержанность, вспыльчивость, чувство враждебности) стили. Достаточно часто встречается и сотрудничающе-конвенционный стиль, который отличает компромиссное поведение. Однако при этом нарочитое дружелюбие и конвенциональность маскирует истинные намерения асоциальных девушек, за которыми стоят проблемы вытесненной эгоцентричности и агрессивности.

Таким образом,  подводя итог всему вышеизложенному в главе, можно  сделать следующие выводы:

1. Мотивационные тенденции детей с высокой общей агрессивностью, агрессивных детей с асоциальной направленностью вне зависимости от пола и возраста, а также агрессивных детей подросткового возраста с деструктивной направленностью не зависимо от пола имеют четко выраженную регрессивную направленность, т.е. характеризуются доминированием поддерживающих мотивов над развивающими. Это свидетельствует о неудовлетворенности потребностей в безопасности (стремлении к защите от неустроенности, страха и гнева) и в социальных связях (стремлении к социальной присоединенности, идентификации, насыщению желаний в любви и нежности). У агрессивных детей юношеского возраста с деструктивной направленностью не зависимо от пола преобладает мотивационный профиль уплощенного типа, указывающий на недостаточную дифференцированность мотивационной иерархии личности, ее бедности и неразвитости.

2. Подавляющее большинство детей, отличающихся как высокой общей агрессивностью, так и агрессивностью деструктивной или асоциальной направленности,  независимо от пола и возраста,  имеют  серьезные нарушения в эмоциональной сфере в виде расстройств невротического, психотического, депрессивного характера. Установленные между ними корреляционные связи  свидетельствуют об устойчивых симптомокомплексах эмоциональных нарушений, в рамках которых наблюдается парадоксальное сочетание стенических (аффективности, раздражительности, несдержанности) и астенических (тревожных, фобических, ипохондрических) реакций. Такая смешанная картина является не только причиной эмоциональной нестабильности или низкой фрустрационной толерантности, но и признаком неврастенического состояния, сильно выраженной психической неуравновешенности.

Вместе с тем,  определены категории детей, не имеющих эмоциональных нарушений – это дети экстравертированного или гипертимного типа, у которых агрессивность является одной из индивидуально-психологических особенностей их личности.

3. Установлены нарушения в механизмах волевой регуляции у всех категорий агрессивных детей вне зависимости от пола, возраста и модальности агрессивности. К ним  в основном относились импульсивность и несдержанность в проявлении эмоций, плохие самоконтроль, самообладание и невыдержанность, нерациональность действий, низкое качество целеполагания и нецелесообразность поступков, потеря контроля над влечениями и действиями. Только у агрессивных мальчиков подросткового возраста с высоким уровнем асоциальности не обнаружено особенностей волевой регуляции, отрицательно влияющих на характер их поведение.

4.  Определено, что агрессивность  обнаруживаться в поведении трех  категорий детей, имеющих нарушения в механизмах нравственной регуляции. Первая  – это дети (в основном подросткового возраста), не имеющие собственных устойчивых моральных принципов, этических стандартов поведения и нравственных ограничителей агрессивного поведения. У них фактически отсутствуют внутренние регуляторы их поведения. Вторая категория – это дети, имеющие конфликтные взаимоотношения между внутренними и внешними регуляторами поведения, а именно их отличает несформированность моральных нормами и необходимость подчиняться требованиями окружающих. Единственным фактором сдерживающим их агрессивность является страх наказания (высокое чувство вины). Таким образом, для них характерен постоянный конфликт между совестливостью и чувством вины, который приводит к усилению негативных эмоциональных состояний. Третья – это дети (в основном юношеского возраста) более зрелые в нравственном плане, однако для них характерен конфликт между собственными нормами поведения и чрезмерно завышенными морально-этическими стандартами окружающих или неприемлемыми конвенциональными нормами. Они вынуждены следовать не столько собственным моральным принципам, сколько  подчиняться требованиям других. В этом случае необходимость жить по "чужим законам” стимулирует возникновение или усиливает негативные эмоциональные состояния, ухудшает социальную адаптацию. Таким образом, как отсутствие внутренних моральных оценочных критериев, так и неадекватные (завышенные/ заниженные) нравственному развитию ребенка требования со стороны окружающих приводят к. агрессии.

5. Социальная адаптация детей с высоким уровнем агрессивности, а также с деструктивной и асоциальной направленностью в большинстве случав отличается процессами активного приспособления (властно-лидирующий, независимо-доминирующий, прямолинейно-агрессивный стили межличностных отношений). Вместе с тем характерны и стратегии адаптивного самоограничения (сотрудничающе-конвенциональный, недоверчиво-скептический стили), а также пассивного приспособления (покорно-застенчивый стиль).

Copyright MyCorp © 2024
Google
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 81
Друзья сайта
Космический реминерализатор RemarsGel (РемарсГель) доктора Холодова Разное Create a free website
Счётчики
Яндекс.Метрика Рейтинг сайтов и каталог. Количество посетителей всего, за день Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика